Помощник в работе, быту и… военная угроза: зачем Беларуси понадобилось законодательное урегулирование беспилотной авиации

Помощник в работе, быту и… военная угроза: зачем Беларуси понадобилось законодательное урегулирование беспилотной авиации

Тема, которая еще совсем недавно была из области фантастики, фантазий или снов. Теперь это полеты наяву. Дроны-беспилотники уже вполне могут, скажем, за 15 минут доставить домой пиццу или небольшую посылку. Де-факто это уже возможно. Де-юре в большинстве стран незаконно. Тем не менее, беспилотная авиация сегодня в тренде. И если еще несколько лет назад использование дронов было из разряда фантастики, то сегодня их применяют повсеместно. В военных конфликтах – это и разведка, и бомбардировка. В мирное время – это видеосъемка при поисково-спасательных операциях или при обнаружении пожаров. Да и в сельском хозяйстве дроны скоро будут применяться наравне с тракторами – например, для внесения удобрений. Но есть и угрозы. Скажем, риск столкновения с заходящими на посадку или взлетающими самолетами. Или как исключить беспилотный терроризм. С одной стороны, здесь нельзя стоять на пути прогресса. С другой – надо адекватно оценивать возможные риски. Потому Генпрокуратура анонсировала разработку нормативных требований для таких летательных аппаратов. 


То, что мы раньше видели в фильмах, теперь становится реальностью. Взлететь на высоту в 300 метров – и это не предел для коптеров и дронов. Они буквально сканируют любое пространство. Сверхточные камеры способны обнаружить людей и поражать цели. И все, что вы услышите, – лишь тихое жужжание. Летающие роботы – подлинная революция в небе, которая способна вытеснить привычные летательные аппараты. И сейчас беспилотная эскадрилья покоряет воздух практически со сверхзвуковой скоростью.

Евгений с техникой уже практически на «ты». Погрузился в мир беспилотной авиации пять лет назад. И сейчас использует современные технологии по назначению. Аэрофотосъемка помогает в изучении местности. Задаешь программу – и коптер самостоятельно выполняет полет. От себя – только контроль. Сделать это направление выгодным и главное полезным – то, чем активно занимаются в Беларуси. Например, в сфере строительства, энергетики и даже геодезии. И ведь современные методы работы, далеки от предшественников. 

Евгений Осипов, член Белорусской федерации беспилотной авиации: «Я уже в третьем поколении геодезист. У меня был дед по отцовской линии геодезист, отец мой геодезист, и я продолжатель династии геодезистов. Дед ходил еще с так называемой «козой»  и отмерял двумя метрами землю. Отец использовал оптические приборы. А на мой век попало геодезическое оборудование, но и беспилотные технологии. Никто и не думал, что на небольшие участки территорий можно использовать высокоточные снимки и создавать на основе этих данных какие-либо основы для считывания геометрических параметров, координат, объектов, чтобы применять, в частности, в геодезии».

Настоящая технологическая революция. Только в небе. Беспилотники – быстрые и дешевые. И легкие в управлении. Для подготовки пилота достаточно 40 часов, чтобы отправить в воздух эту машину. Но разве хватит этого времени, чтобы сделать полет безопасным? Поэтому без учебы и здесь никуда. 

Освоить азы управления и пройти подготовку можно на базе учебного центра ДОСААФ. Здесь научат взлетать, маневрировать беспилотником и выдадут единственный в стране сертификат пилота. Есть и отдельная программа, которая готовит инструкторов.  

Сергей Петрусев, заместитель директора учебного центра ДОСААФ: «Во-первых, человек умеет пользоваться. Знает, как этим заниматься, плюс каждому выпускнику нашего авиационного центра вручают книгу «Оператор беспилотного летательного аппарата», которая идентична книге пилота. Дальше вся его судьба, связанная с беспилотниками, прописываются: сколько часов налета, какие имеет допуски, какие разрешения. Собственного говоря, это его паспорт. Это довольно полезно и нужно». 

Сегодня беспилотники призваны и помогать. И плюсов здесь пока больше, чем минусов: обнаружить утечку газа, оценить масштаб техногенной катастрофы и даже найти заблудившегося человека. Возможности, которые открываются с воздуха, безграничны и во многом облегчают работу. 

Для спецподразделения «Стрела» новый девайс не только дань моде и технологиям, но и возможность с высоты различить марку авто и даже номер. И зафиксировать любое нарушение, недоступное с земли. А значит, держать безопасность под контролем – теперь еще эффективнее. 

И воздушные пути кто-то должен контролировать. В Беларуси за перемещение в небе следят здесь, в Центре воздушного управления. На радах виден каждый летательный аппарат. В том числе и беспилотный. Закрыть воздушное пространство для полета, чтобы не мешать другим суднам и обнаружить потенциальную грозу, – в диспетчерском центре работа не останавливается ни на минуту. 

Казалось бы, как безобидный аппарат может стать серьезным оружием? Однако история помнит такие случаи. В августе 2018 года в Венесуэле – попытка покушения на Николаса Мадуро. И тоже с помощью дронов. Только вот «начинка» их была взрывная. По килограмму тротила на каждый беспилотник. Проблемой для тысячи пассажиров лондонского Хитроу тоже стали коптеры. Они буквально остановили полеты судов на несколько суток, прилетев в запретную зону. Беспилотники, а это практически боевая машина, нанесли удары и по крупнейшему нефтеперерабатывающему заводу в Саудовской Аравии. Замечены боевые дроны и в конфликте в Нагорном Карабахе. И все это лишь единичные примеры, когда такая «игрушка» становится смертельным оружием. Как защититься от нового сверхточного аппарата, теперь задумались и в Беларуси. Ведь угроза еще и прилететь сама может. Откуда уж точно не ждешь. 

Дмитрий Брылев, официальный представитель Генеральной прокуратуры Беларуси: «Несанкционированные полеты этих устройств неоднократно фиксировались над стратегическими объектами республики, в т.ч. над Белорусской АЭС и предприятием «Гродно Азот». Уже принят ряд мер по повышению уровня безопасности на таких объектах. Генпрокуратура предложила госорганам и заинтересованным организациям установить нормативные требования к сертификации и учету данных устройств и операторов. Определить порядок оборота беспилотников с учетом их взлетной массы и назначения, а также предусмотреть ответственность за несоблюдение правил». 

Машины с интеллектом и без пассажиров используют активно и в военной сфере. Нужно понимать, что и задачи там далеки от гражданских. Они способны не только обнаружить, но и поразить цель. К примеру, в России за воздушную разведку отвечает ударный беспилотник «Иноходец». И днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях он способен нести службу. «Крылатые охотники» осваивают небо и Турции. «Байрактар» – один из ударных дронов, способный нанести сокрушительный удар по силам противника. И все – дистанционно.

И белорусы тоже задают тренды в военной моде. Главная новинка белорусского военпрома – беспилотный вертолет «Хантер», его презентовали лишь в этом году. Человек нажимает кнопку, а все остальное выполняет нейросеть. В воздухе машина способна провести до 9 часов. Есть и функция самостоятельного возврата на базу. Правда, вести огонь ей не разрешили. И таких аналогов в мире практически нет. 

И пока весь мир идет по пути ужесточения правил для беспилотников, белорусское законодательство – довольно лояльное: не поднимать свой дрон выше 100 метров, не летать в запрещенных зонах и обязательная зарегистрировать свой летательный аппарат. К примеру, в Египте требования жестче. Там даже ввезти дрон не получится. Его могут отобрать еще на таможне. Все полеты контролируют военные. До 18 лет не смогут запустить аппарат в Китае. Красивые кадры на коптер не снимешь и в Азербайджане, где также запрещено использование беспилотников. И все это – попытка упорядочить воздушное движение так же, как и по дорогам общего пользования. И цели ведь благие – создание равных возможностей для каждого «пилота».

Григорий Бобков, начальник управления Вооруженных Сил по использованию воздушного пространства Беларуси: «У нас руководящими документами на законодательном уровне определено, что любое воздушное судно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Полеты незарегистрированных воздушных судов допускается выполнять только в районах опасных зон, по сути, это на полигонах. Для чего? Это, в первую очередь, безопасность людей, инфраструктуры, безопасность полетов. У нас на сегодняшний день производятся беспилотники, понятно, что они испытываются. До тех пор, пока он не подтвердит свои летных характеристики, он в летное воздушное пространство выпущен не будет». 

Сегодня применение беспилотных летательных аппаратов уже не кажется чем-то фантастическимИх используют в доставке продуктов, медикаментов и даже вакцины от ковид. Летающее беспилотное такси – да, это тоже возможно. К дронам можно относиться по-разному, но за ними будущее, которое открывает возможности для многих сфер. И к этому нужно быть готовыми. И важно, чтобы правила успевали за технологиями.

Подписывайтесь на нас в Telegram