Пока даже предварительные причины падения самолёта в Эфиопии не объявлены, с выводами спешить рано. Но многие обратили внимание на пугающие сходства с катастрофой аналогичного лайнера в Индонезии в конце октября прошлого года. То есть менее чем за 5 месяцев случились две трагедии с участием новой модели самолёта.
В октябре погибли 189 человек, в марте – ещё 159. Причём катастрофа в районе Джакарты стала одной из крупнейших по количеству жертв в истории «Боинга». И в Эфиопии, и в Индонезии самолётами управляли опытные экипажи, а параметры полётов двух рейсов чрезвычайно схожи.
Индонезийский «Боинг» в тот день совершил два рейса, и проблемы появились уже на первом. Практически сразу после взлёта приборы командира и второго пилота начали показывать разную скорость, стабилизатор стал менять положение без команды и лайнер начал пикировать. Компьютер явно давал понять, что самолёт близок к сваливанию. Пилоты отключили автоматику и благополучно завершили рейс на ручном управлении. Техники проверили самолёт и допустили его к следующему полёту. На обратном пути новый экипаж столкнулся с теми же проблемами, но поверил автоматике – в итоге самолёт перешёл в пике и врезался в море.
О таких же проблемах на борту успел сообщить и пилот самолёта в Эфиопии. В современных лайнерах акцент в управлении делается на автоматику, а пилоты в основном должны следить за правильной работой бортовых систем.
В обоих случаях экипажи столкнулись с новой системой, о которой компания Boeing подробно не рассказывала в инструкции. Это программа улучшения характеристик управления, она следит за положением и скоростью самолёта по датчикам, и, заметив угрозу сваливания, автоматически сопротивляется попыткам задрать нос.
Итак, две трагедии с новейшим самолётом унесли 348 жизней. За два дня более 30 авиакомпаний отказались от использования этих лайнеров. Около 50 стран (в том числе, США, Евросоюз и Россия) закрыли для них воздушное пространство.
Хотя сам концерн и американские власти до последнего уверяли, что с самолётами всё в порядке. Теперь на земле стоит более 370 новейших «Боингов». Что будет с заказами на сотни других машин (две, кстати, намеревалась купить и Беларусь) неизвестно. Если катастрофы в Эфиопии и Индонезии окажутся связаны, и проверка выявит недостатки, это может привести к полной остановке эксплуатации новой модели по всему миру. Акции Boeing уже обваливались на бирже. Концерн потерял 25 миллиардов долларов капитализации.
Подписывайтесь на нас в Telegram