Полтора миллиарда долларов. Беларусь и Турция договорились увеличить товарооборот

Цель поставлена на ближайшие пять лет. Это станет новой вехой в сотрудничестве двух стран во всех сферах.

Цель поставлена на ближайшие пять лет. Это станет новой вехой в сотрудничестве двух стран во всех сферах. Таковы итоги официального визита Александра Лукашенко в Турцию.  

Анкара – один из ключевых партнёров Минска в регионе. А потому именно развитию отношений с Турцией – особое внимание. Переговорный день был насыщенным. Встречи в узком, затем в расширенном форматах. Что касается торговли, то от простых схем страны переходят к более продвинутой форме – промышленной кооперации. Дополнительные возможности страны закрепили в подписанном сегодня пакете документов. 

Региональная держава – именно так всё чаще называют Турцию. Экономический и чего скрывать – военный потенциал этой страны оказывает влияние на расстановку сил в регионе. Восток – дело тонкое, особенно, когда это дело касается геополитики. Минск и Анкара давно нашли общий язык. Кстати, именно Турция первой признала независимость Беларуси в 1991 году. Что же до экономики, то турецкая, которую ещё недавно оценивали как «бурно растущую», впервые за десятилетие пошла на спад. Насколько значительным он будет? Аналитики соревнуются в прогнозах. Но так ли это важно Минску?

То, что несколько лет назад Минск и Анкара называли целью, смело можно отправлять в копилку достижений. За прошлый год товарооборот вплотную приблизился к миллиарду долларов. С немалым числом партнёров Беларусь ещё только идёт к этой цели. И хоть цифра сама по себе говорящая, за ней скрывается серьёзный дисбаланс. Минск гораздо больше покупает у Анкары, чем продаёт. И эта «разбежка» составляет более 600 миллионов долларов. Так что одна из важнейших задач, которую предстоит решать в самое ближайшее время – выровнять крен, чтобы не уйти в пике.

Президент Беларуси при подготовке визита на высшем уровне и сам обозначал – если всё хорошо, то и смысла во встрече просто нет. Пожалуй, пока не придумано более действенного инструмента для придания динамики торгово-экономическому сотрудничеству.

Прямиком из аэропорта Александр Лукашенко направляется в место, знаковое для всех турок – Мавзолей Ататюрка – увековеченная память о Мустафе Кемале. Именно его реформы – политические, экономические, культурные – позволили построить на обломках Османской империи светское государство – Турецкую Республику. С тех пор прошёл без малого век, но имя Ататюрка – дословно «отца турок» – всё так же почитаемо. В том числе и нашим Президентом. 

Визит Александра Лукашенко в Анкару можно назвать ответным. Глава Турции прилетал в Минск в ноябре 2016 (тогда же открыли Соборную мечеть). Так что сегодня в «Белом дворце» встречаются хорошо знакомые и, что важно, предсказуемые партнёры. 

Церемония торжественной встречи прописана до мельчайших деталей. После рукопожатия Президент Беларуси идёт по правую руку главы Турции, играют гимны двух стран и – Александр Лукашено уже по левую руку Реджепа Тайипа Эрдогана. Щепетильные в мелочах, турецкие партнёры долгим речам предпочитают быстрый переход к делу.

Обсудить действительно есть что. Беларусь открывает Турции огромный рынок Евразийского экономического союза. Через наш «зелёный» коридор проходят турецкие товары на сумму около 350 миллионов долларов. Турция же в таможенном союзе с ЕС. 

Вообще, если и можно в современном мире говорить о самодостаточных в экономическом смысле странах, то Турция изо всех сил старается быть таковой. Мощный автопром и ВПК. Весь мир знает турецкий текстиль и ценит турецкие продукты. В конце концов, Турция – четвёртый в мире производитель тракторов. Казалось бы, и с какой стороны подступиться? Но Беларусь нашла. Оказывается, поставляя свои тракторы в 130 стран, Турция ежегодно закупает чужих почти на пол миллиарда долларов. И вот – за 80 километров от Анкары (пока в тестовом режиме) заработал завод по выпуску тракторов под нашей родной маркой Belarus. Пока здесь только учатся собирать технику нового поколения, преодолевая языковой барьер. Среди турецких учеников по-русски говорит только Юсуф. 

На высоко конкурентном турецком рынке нашли брешь. Нишу тракторов, которые бы соответствовали новым экологическим стандартам, ловко заняли белорусы. И хоть официальный пуск конвейера намечен на июль, белорусскую делегацию турецкие журналисты берут в плотное кольцо. Словом, интерес этот неподдельный. И не только со стороны Анкары, но и Баку. 

Фёдор Домотенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «Известен бизнес-план, который мы согласовали: в этом году сто, в следующем – двести, а дальше в геометрической прогрессии – и до двух тысяч. Сюда идёт полумашинокомплект из Азербайджана. Мы в разобранном виде поставляем в Азербайджан. Они дособирают, и присылают сюда. Вот эти тракторы прошли большой маршрут – через Азербайджан. Здесь есть льготы у Азербайджана – с учётом дружеских отношений Азербайджана и Турции – воспользуемся».

Азербайджан выступил инвестором и уже вложил в возведение завода 15 миллионов долларов.

Ханлар Фатиев, председатель наблюдательного совета Гянджинского автомобильного завода (Азербайджан): «В 2006 году, когда наши президенты решили, что нужен белорусский трактор в Азербайджане, мало кто в это верил. Мы не можем сильно хвалить своё предприятие, но оно довольно успешно работает. После чего было принято решение – надо выходить в третьи страны. Президенты приняли решение – мы с директором завода должны претворять эти решения в жизнь».

Вот такой промышленный треугольник. Выгода у каждого своя. Но белорусская сторона убеждена: стратегия создания сборочных производств беспроигрышна. Сельскохозяйственная, дорожная и коммунальная техника. Во всех секторах есть товарные ниши, которые не займём мы – займут другие. К примеру, Турции нужна снегоуборочная техника. И это не шутка. В стране, которая у белорусов ассоциируется с жарким летом, шесть миллионов человек живут в местности, где суровая зима длится восемь месяцев! И своего производителя техники для уборки снега просто нет. Во время нынешнего визита «Амкодор» заключил контракт на поставку 30 единиц. «Гомсельмаш» также готов прописать производство комбайнов в Турции. На поставки в первом полугодии рассчитывает БелАЗ.

В прошлом году турецкие инвестиции в белорусскую экономику составили немногим более 40 миллионов долларов. В стадии обсуждения несколько серьёзных проектов: к примеру, ожидается приход в Беларусь крупного турецкого банка. Но деньги, как известно, любят тишину. Впрочем, за результатом далеко ходить не надо. Бизнес-форум солидно пополнил белорусско-турецкий портфель. 

Ложка дёгтя лишь то, что львиную долю этой суммы делают традиционно сильные экспортёры. Свою часть рынка отвоевали поставщики металлургии, нефтехимии. Самый крупный контракт у «Нафтана». Поставки рассчитаны на шесть лет. Для предприятия это гарант стабильной работы. Турецкий партнёр белорусского флагмана – компания с мировым именем.

Александр Демидов, генеральный директор предприятия «Нафтан»: «Для «Нафтана» –это очень серьёзный контракт – 200 млн евро. Это химическая полимерная продукция, используется для производства волокон. Они могут использоваться в производстве ковров. Мы очень серьёзно подошли к подготовке этого контракта. Мы организовали логистику – поставляем через порты».

Ещё одна задача – искать контакты в новых сферах – к примеру, фармацевтике или логистике. В реальности проектов может быть ещё больше. Их и правда сложно вместить в эфир. Соглашения и меморандумы сегодня подписаны, в том числе, несколькими министерствами и ведомствами. 

Говорят, порой за день можно сделать больше, чем за год. Для этого визита – справедливо. Ведь уровень политического доверия, да и сам вес лидеров Беларуси и Турции в своих регионах ушли далеко вперёд экономики. Так что в ближайшее время стоит ожидать мощного эха этого белорусского дня в Анкаре.

Подписывайтесь на нас в Telegram