В Беларуси 15 сентября отметили День библиотек. Дата праздника связана с конкретным событием. 15 сентября 1922 года была образована Национальная библиотека. Сейчас в стране действует почти восемь тысяч книгохранилищ. Только в системе Министерства культуры занято свыше 10 тысяч библиографов. Среди них более 95% – женщины.
Однако, если верить летописцам, первым отечественным библиотекарем был мужчина. Иеромонах Алексей служил в полоцком Софийском соборе, и на протяжении пяти веков его книжное собрание считалось одним из самых значительных во всей Восточной Европе. Наравне с библиотеками двух других Софий – Киевской и Новгородской. Корреспондент ОНТ Александр Матяс вместе с экспертами попытался воссоздать легендарную коллекцию.
Как буква А – и в кириллице, и в латинице – первая, так и Полоцкая библиотека – начало нашей мудрости, что по-гречески будет «София». Собору над Западной Двиной – 950 лет. Уточним: по косвенным данным Новгородской летописи. Впрочем, эту цифру – 950 – сегодня мало кто оспаривает. Любому народу нужны национальные мифы. В них – коренные ценности.
Роман Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси: «Дату заснавання бібліятэкі даследчыкі бяруць за 1066 год, як дакументаваную дату, калі з’явіўся матэрыяльны аб’ект. Зразумела, што першыя кнігі з’явіліся ў Полацку не ў 1066 годзе, а шмат раней».
«Книжником» называли ещё князя Изяслава – сына Рогнеды, деда Всеслава Чародея. Внук и возвёл в Полоцке храм, равный Константинопольскому. Та София стала не только духовным, но и политическим центром древней земли. Здесь собирались на вече – прообраз белорусского парламента. Потому библиотеку Собора можно смело считать по сути первой национальной.
Тамара Джумантаева, директор Национального Полоцкого музея-заповедника: «Хоры в Софийском соборе, как известно, находились на высоте 7,5 метров. Ну, а у нас на сегодняшний день сохранились стены собора: западная на 8 метров в высоту, а восточная – на 12».
То есть минимум полтора метра ограды библиотеки сейчас можно лицезреть. Чего не скажешь о её фонде, объём которого также неизвестен. Описи не найдены (если вообще были). До сего дня выявлены 11 книг: 10 в Варшаве и «Пролог» во Львове. Это рукопись начала XVI века. Её, пусть и сканированные страницы, белорусы видят впервые.
Роман Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси: «Надпіс на адной з кніг, якая збераглася, дазволіў нам усталяваць імя першага беларускага бібліятэкара. Яго звалі Аляксей, ён быў палачанінам, ён быў манахам».
На 19 языках «каб быў дасканалым Божы чалавек» – это цитата из Библии Франциска Скорины. Одна из 23 книг первопечатника явно могла находиться в библиотеке Полоцкой Софии. А на стене Киевской с конца XII века сохранилось граффити: «Воинег писал Журяговиц полоцянин». «Писал», значит, и «читал» под сводами собора. Слова «абонемент» тогда не знали.
Какие же фолианты включала коллекция Софии? Проведём реконструкцию. Для чего направляемся в так называемую комнату-сейф Национальной библиотеки Беларуси. Здесь хранят старейшие образцы нашей письменности. Например, «Минею служебную…» 70-х годов XV века.
Галина Киреева, заведующая отделом Национальной библиотеки Беларуси: «В библиотеке Полоцкой Софии, конечно, могли быть книги, и даже обязаны быть книги литургические. Это разные напрестольные Евангелия, Апостолы, Минеи, хуже сохраняются Псалтыри. Большой в те времена считалась библиотека где-то от 50 до 100 книг».
Бумага сохранялась лучше, чем пергамент. Этим материалом из недублёной сыромятной кожи пользовалась святая Евфросинья, когда переписывала византийские хронографы в скриптории Софийского собора. Оттуда до сих пор учёные ищут и легендарную Полоцкую летопись.
Владимир Орлов, писатель, автор книги «Таямніцы полацкай гісторыі»: «Дзе ж усе астатнія скарбы? Арыгінальны адказ на гэтае пытанне, разгадку гэтай полацкай таямніцы дае пісьменнік Вацлаў Ластоўскі ў сваёй гісторыка-фантастычнай аповесці “Лабірынты”, напісанай ў 1923 годзе: “Кажуць, пад Верхнім замкам… зложаны кнігі ў каваных серабром скрынях”».
Укрыта в подземельях Полоцка – версия для искателей. Одна из трёх. Мы уже знаем о «польском следе» (те самые 11 книг). Вообще, сведения о библиотеке Софии впервые появляются в связи с её ликвидацией в 1579 году, когда город был освобождён нашим монархом Стефаном Баторием от войск московского царя.
Екатерина Шибаева, ответственный секретарь отдела Российской государственной библиотеки: «Во дворе Пашкова дома мы раскопали колодец, который ведёт длинными коридорами к стенам Кремля. Может быть, там спряталась библиотека Ивана Грозного».
Пока же на круглом столе в Минске к этому Дню библиотек показали факсимиле Полоцкого Eвангелия XII столетия. Легенда приписывает его создание руке Святой Евфросиньи. Обнаружили 170 листов лишь в середине XIX века в Санкт-Петербурге. Ещё два листа есть в Москве.
Тамара Джумантаева, директор Национального Полоцкого музея-заповедника: «Вы же прекрасно знаете о печати Евфросиньи Полоцкой, которую мы, оказывается, обрели ещё в 1998 году, но подтвердили только в 2015 году. Поэтому всему своё время».
В почти 10-миллионном фонде Национальной выявлены два тома с записью «Библиотека Полоцкого Софийского cобора». Но это издания XVIII века. Уже другая история. После утраты первого книгохранилища восстановить былое величие не удалось.
Роман Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси: «Нашай беларускай дзяржаве толькі 25 гадоў. Мы па-новаму глядзім на сваю гісторыю, на тыя падмуркі, на якіх мы стаялі. Менавіта з нашай кропкі гледжання, а не з кропкі гледжання іншых дзяржаў».
Директор ныне главной библиотеки страны считает актуальным виртуальное возобновление национальной сокровищницы, хотя бы частичное. Так, Львовский университет имени Ивана Франко уже готов не только передать полную электронную копию полоцкого «Пролога», но и доставить оригинал рукописи для экспонирования в Беларуси. Мудрость – значит «София».
Подписывайтесь на нас в Telegram