Политологи обсуждают и высказываются, почему не ладятся отношения с Западом

Политологи обсуждают и высказываются, почему не ладятся отношения с Западом

Почему не ладятся отношения с Западом, а кому Беларусь, наоборот, открывает все двери? На эту тему накануне много рассуждал Президент, общаясь с журналистами. И подумать, откровенно говоря, есть над чем. 

В разладе с западными соседями и, в частности, с Польшей есть своя историческая подоплека. Александр Лукашенко проводит любопытные параллели. Как историк он приводит не просто факты, а связывает исторические звенья в одну цепочку. Так стоит ли Варшаве обижаться на заявления Минска? Вопрос, похоже, из разряда риторических. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Поляки на нас обижаются за то, что мы подняли этот пласт. А чего обижаться? Я намекнул на то, что в то время, когда первая мировая война, скажем, этап какой-то закончился этой войны, Польши ж не было. Такого государства не было. Германия напала на Польшу, заняла ее, и столкнулась с российскими землями, нашими землями. Польшу стерли с лица Земли. В 1918-м году в Германии революция произошла, а у нас в 1917-м. Не до жиру, немцы поняли, что дело дрянь, а большевизм надо задавить, надо было на корне убрать. Немцы и вся Европа поняли, что в зародыше надо уничтожить. И вдруг через пару лет появляется Польша. То есть Польшу сначала стерли с лица земли, а потом, чтобы направить против нас, ее воссоздают. И смотрите, под Варшавой терпим поражение и, грубо говоря, бежим оттуда. И чтобы замириться, "Рижский договор" в 1921-м году, когда оттяпали Западную Беларусь и Западную Украину. Большевики вынуждены были отдать территории, чтобы остановить войну. Отдали кому? Польше, которую уничтожили и за полтора года возродили, чтобы бросить против нас. Вам не напоминает это сегодняшние события или те, что были до? Везде в центре Польша, которую использовали как марионетку. Точно так и сейчас. То есть у них все, как было, так и есть». 

Выводов из истории, по мнению президента, Варшава не делает. И на сегодня польская риторика напрочь лишена инстинкта самосохранения. Впрочем, чем агрессивнее заявления вовне, тем, похоже, напряженнее ситуация внутри государства. С этим мнением солидарны и политологи. 

Кирилл Коктыш, политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России: «Очевидно, что внутри ситуация совсем плохая и агрессивность риторики, создание образа врага по всему периметру должно компенсировать внутренние экономические провисания и должно консолидировать поляков без всякой альтернативы вокруг того же Анжея Дуды. Претензии к Германии, претензии к Брюсселю, претензии к России, претензии к Беларуси, да собственно, мы понимаем, что в отношении Украины там существуют большие аппетиты, которые более-менее, получается продавливать, но интересы не братские, а очень-очень корыстные. В этом плане Польша. К сожалению, действует в своих традициях, начиная еще с Речи Посполитой, когда поляк – это прежде всего. Есть поляки центральные, базовые, правильные, и есть все остальные».

Но если соседи агрессивны, Беларусь ищет и находит партнеров и за тысячи километров. Прошедший саммит Шанхайской организации сотрудничества это показал. Наша страна намерена за год пройти путь до реального членства в ШОС, а у организации есть все шансы из региональной перейти в разряд глобальных. В этом уверен Александр Лукашенко. 

Подписывайтесь на нас в Telegram