Первой во Дворце Независимости Казахстана появится белорусская министерская делегация: главы МИДа, Совбеза и Минобороны Владимир Макей, Станислав Зась и Андрей Равков. Обязательный протокол, фото и в кулуарах проносится: «Вот он, Станислав Зась, будущий генсек ОДКБ, сегодня утвердят».
Настроение. Утренний чай, пару слов с заместителем генсека Валерием Семериковым, он пока исполняет обязанности. По всему видно: всё в порядке. Прессу в зал, где собираются делегации, не пускают, но нам удаётся поговорить.
Вскоре появляется российская делегация. Сергей Шойгу спокоен, Сергей Лавров, напротив – кажется, чем-то раздражён. Требует выключить камеру, а когда все делегации идут к месту фотографирования, что-то на ходу уточняет у Владимира Макея. Главы МИДов Беларуси и России разговаривают. Лавров мрачнеет ещё больше.
Все документы согласованы, идёт их подписание. Теперь уже Сергей Шойгу чем-то недоволен, Владимир Макей, напротив – спокоен, шутит. Правда, иногда смотрит в телефон, что непривычно на таких саммитах. Станислав Зась своей улыбкой обескураживает остальных. Кажется, что этот саммит пройдёт, как говорится, «в спокойной, конструктивной обстановке». Но это лишь кажется.
Пашинян пока исполняющий обязанности премьера. И по его встрече с хозяином саммита видно: волнуется, ещё не привык к таким форматам. А тут ещё и история с Хачатуровым.
Белорусский Президент, напротив – очень уверенно чувствует себя и под вспышками камер, и за столом переговоров. И когда Нурсултан Назарбаев предлагает коллегам по блоку не затягивать с обсуждением (ведь все документы согласованы), Александр Лукашенко поддерживает – да, действительно, все позиции сверены. И кандидатуры тоже.
Проходит час, потом второй. Президенты продолжают общаться за закрытыми дверями. На вопрос репортёров «что-то не так?» службы протоколов отмалчиваются, но по их напряжённым лицам можно понять: вряд ли всё это из-за документов. Кто-то из дипломатов на ходу бросит: не всё так просто с позицией генерального секретаря. Армения против!
Против чего? Или против кого? В Армении сложная внутренняя политическая ситуация. И сейчас не то время, чтобы обострять отношения ещё и с партнёрами по блоку. Но Никол Пашинян неуступчив – армянина на посту генерального секретаря ОДКБ должен сменить армянин.
Теперь уже и белорусская, и российская делегации в задумчивости. Руководство ОДКБ тоже молчит, а если и что-то обсуждает, то только среди своих и вдали от прессы.
Когда в Астане пойдёт девятый час вечера, президент Казахстана на брифинге для журналистов отчитается о работе. К прессе он войдёт вместе с Валерием Семериковым. И все подумают: да, понятно, если вместе, значит Семериков и есть будущий глава ОДКБ. Но никто не придаст значения тому, что Назарбаев вовсе не случайно назовёт его заместителем генсекретаря. И когда президент Казахстана уже соберётся уходить, вопрос по генсеку разрешится, и всё станет на свои места.
Назарбаев не оговорился, в его ответе прозвучало очень важное определение –«нормальный действующий генеральный секретарь с белорусской стороны». Так что вопрос о том, кто возглавит ОДКБ, можно считать отчасти решённым. Пока до встречи в Санкт-Петербурге – меньше месяца.
Подписывайтесь на нас в Telegram