«Покупали квартиры через БТИ, а сейчас выяснилось, что это самовольная постройка». Три семьи из Могилёва оказались на птичьих правах в собственном доме

​Кто в доме хозяин? Это пытаются выяснить три семьи из Могилёва. Несколько лет назад они приобрели жильё в многоквартирном коттедже. Однако неожиданно для себя узнали, что по одним документам – дом четырёхквартирный, по другим у него всего один владелец. Который, к тому же, отключил жильцам горячую воду.

Кто в доме хозяин? Это пытаются выяснить три семьи из Могилёва. Несколько лет назад они приобрели жильё в многоквартирном коттедже. Однако неожиданно для себя узнали, что по одним документам  дом четырёхквартирный, по другим у него всего один владелец. Который, к тому же, отключил жильцам горячую воду. Люди обратились на «горячую линию» в исполком и выяснили, что «нехороший» дом попадал в поле зрения прокуратуры ещё 2 года назад. Однако с тех пор мало что изменилось.

«Вот это вентиль, он опломбирован неизвестным человеком. Тепло не подаётся».

Почему в один прекрасный день из кранов пропала горячая вода? С этим вопросам жильцы многоквартирного коттеджа обратились в местные теплосети. Ведь по счетам всегда платили исправно, все чеки – на руках. В трёх квартирах сегодня проживают одиннадцать человек, в том числе пятеро детей. Ответ специалистов ошпарил, как кипятком – по документам никаких квартир в доме №21 по улице Ганджеев Ров нет. У дома всего один владелец, и он расторг договор на подачу тепла.

Андрей Новик, заместитель директора предприятия «Могилёвские тепловые сети»: «К сожалению, по действующему законодательству мы не имеем права с отдельными жильцами многоквартирного дома заключать договор».

Супруги Оксана и Дмитрий Радьковы недоумевают, как получилось, что в своей квартире они оказались на птичьих правах. Ведь в документах чёрным по белому написано: дом четырёхквартирный.

Выяснилось, что изначально коттедж был возведён самовольно без проекта, затем решением местных властей объект узаконили. Родственники поделили жилплощадь на доли и выставили их на продажу как отдельные квартиры. Покупателей в подробности этих манипуляций никто не посвящал.

Оксана Радькова, житель г. Могилёва: «Нет проектно-сметной документации на дом. Я не понимаю, если этого нет, разрешения Госстройнадзора, как вообще стоит этот дом и в нём умудряются продавать квартиры? Квартиры мы купили через БТИ, через нотариуса, который нам сказал, что квартира нормальная».

Превращение дома в многоквартирный с выдачей техпаспортов городская прокуратура признала вне закона. Сотрудников агентства по госрегистрации и земельному кадастру привлекали к ответственности. Только владельцам «нехороших» квартир от этого не легче. И что им делать дальше, никто не знает.

Николай Чупыркин, заместитель прокурора г. Могилёва: «Исходя из того, что там есть нежилые помещения с производством, маловероятно, что кто-то примет решение о признании дома многоквартирным».

Прокуратура ещё два года назад предписала городским службам устранить все нарушения по проблемному дому. Здесь и незаконная пристройка, и нарушение противопожарных норм, и даже действующие производства. В жилом доме им не место, но швейный цех работает до сих пор.

Бывшие владельцы коттеджа от претензий открещиваются. Мол, если есть нарушения, пусть их и устраняют те, кому они мешают.

Иван Игнатчик, житель г. Могилёва: «Ну так пусть горисполком и разбирается, они вам дадут ответ. Тут мне объяснить что-то сложно. Есть в БТИ документы – там видно, что законно, а что нет».

Почему за два года городские службы не навели в доме порядок, в горисполкоме пообещали разобраться.

Сергей Дедович, заместитель председателя Могилёвского горисполкома: «Вопрос очень сложный, потому что здесь ещё надо разбираться со статусом объекта… Нам надо выдавать предписания, а кому? И сносить в принудительном порядке, раз нету собственника и это самовольная постройка».

Законность всей цепочки сделок – от регистрации земельного участка до покупки квартир проверит специальная комиссия. Вопрос с подачей в квартиры горячей воды местные власти обещали решить ещё до окончания разбирательств. Вот только сейчас это наименьшая из проблем жильцов злополучного коттеджа. Гораздо больше их интересует: так кто же в доме хозяин? И как бы им не оказаться на улице.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Елена Кукшинская