Знаете, каким он парнем был…? Всегда утвердительно на этот вопрос точно ответят в одном месте – на Смоленщине, в бывшем Гжатске, теперь в Гагарине и в соседней с ним деревушке Клушино.
В местах, где родился и вырос самый популярный человек на планете. Не смотря на всю культовость, лишнего про таких персон знать не полагалось. Сухая и выверенная официальная биография. Но и её заучивали наизусть.
Только клушинцы в этом мальчике сразу же нашли бы сходство с маленьким Юрой Гагариным. В их общей жизни, разделённой на «до» и «после» первого полёта, всё началось как раз со стихотворения Янки Купалы. Его маленький Юра читал вслух своим односельчанам. Много позже мать космонавта сама подпишет эту любимую книгу сына и передаст в дар белорусскому музею. Но тогда никто, конечно, не думал, что тут в бедной смоленской деревушке будет космонавт. Слова-то такого даже не знали: войну пережили в землянках, работали от зари до зари.
Тамара Филатова, племянница Ю.А. Гагарина, заведующая отделом объединённого мемориального музея Ю. А. Гагарина: «Семья была не богатой, самой-самой простой, как большинство крестьян».
Тамара Филатова – глава семьи Гагариных здесь на Смоленщине. Родство на лицо, вернее, на лице. В 13 лет Юрий Алексеевич стал племяннице крёстным. Задаривал, любил крепко, но никогда никакого намёка на какой-то там космос. Семья гордилась, что выбился, знали, что рискует. Но до 12 апреля 1961 думали, что он просто лётчик-испытатель.
Тамара Филатова, племянница Ю.А. Гагарина, заведующая отделом объединённого мемориального музея Ю. А. Гагарина: «12 апреля все узнали из сообщения ТАСС по радио. У нас в семье даже телевизора не было. Была радиоточка, и все новости мы узнавали оттуда. Отец был плотник, он с бригадой ходил по сёлам, строил дома, скотные дворы. Ему говорили: Алексей Иванович, куда ты идёшь, у тебя сын в космосе, Юрий Гагарин в космосе летает. А он говорил: да мало ли Юрок Гагариных на белом свете. Он знал, что сын лейтенант, а тут майор. Не знал, что ему внеочередное звание присвоили».
Вообще, советская космическая программа, как отмечают историки, обладала «аурой магии». До старта не публиковалось практически никаких данных, фотографий или, не дай Бог, чертежей. И никаких имён. Одно, правда, 12 апреля совсем случайно попало в эфир.
Во время стартового отчёта Гагарина, на 9 минуте после знаменитого: «Поехали», космонавт произнёс – «Косберг сработал». Если бы все в 1961 стенограмма была бы опубликована полностью, ликовали бы в этот момент не только конструкторы на Байконуре, но и вся Белорусская Республика. Гагарин дал имя Семёна Косберга уроженца Слуцка, лично им разработанной третьей ступени ракеты-носителя. За что, кстати, космонавт получил нагоняй от партийного руководства-имена конструкторов были строго засекречены. Но именно Косбергу Гагарин дал первый в своей жизни автограф после приземления.
За Косбергом пойдут и тысячи других. Гагарин будет расписываться на журналах, газетах, тоннах, выпущенных Союзпечатью открыток и даже на документах. Уже 17 апреля, после Красной площади и встреч в Кремле, он сам приедет в Гжатск. Город стоял на ушах. Родителям космонавта за пару дней по решению Совета Министров построили новый дом. Там Гагарина и встречали земляки. Но о полёте с ними он говорил сдержанно. Ни слова о трудностях, чрезвычайных происшествиях, нештатных ситуациях. А современные исследователи насчитали таких минимум 11.
Михаил Бутрименко, старший научный сотрудник музея «Первого полёта»: «Самая серьёзная нештатная ситуация возникала во время полёта над африканским континентом. Это уже вторая часть полёта. Корабль должен был идти на спуск. Тормозная двигательная установка проработала чуть меньше, чем планировалось. Возникла главная проблема, когда должно было произойти разделение двух частей корабля. Приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата, но этого не произошло».
После этого конструкторы придумали дублирующие системы разделения. Гагарин спас коллегам жизни. Конечно, 108 минут полёта, не предполагали проведения каких-то серьёзных экспериментов. Но медики смогли получить начальные данные о воздействии невесомости на тело и психику человека. Кроме того, сам Гагарин демонстрировал – в невесомости человек остаётся работоспособным.
Алексей Леонов, лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза: «Каждая минута описана, что он делал. У нас есть любители проанализировать, дескать, он лежал, он ничего не понимал. Все он понимал. После выведения на орбиту его больше всего волновали параметры орбиты. Он начал выходить на меня, спрашивать, какая у меня дорожка. Я сказал, скажите, что нормальная у него дорожка. Он сказал: понял, понял. Передайте привет «блондину», я пошёл!».
«Блондин» – это кличка Леонова в отряде космонавтов. Гагарин вообще любил давать близким прозвища. Например, дочкам. Называл одну – «Профессор», другую – «Чижик». Но после полёта всё больше старался без фамильярностей. Он не стеснялся общаться с чиновниками, очень много помогал людям. Гжатск даже стал образцовым советским городом. Ведь, после гагаринского старта, сюда сразу же прислали стройбат.
Тамара Филатова, племянница Ю.А. Гагарина, заведующая отделом объединённого мемориального музея Ю. А. Гагарина: «Весь город перекопали, проложили центральное отопление, центральное водоснабжение, канализацию. Это уже дало возможность строить какие-то жилые дома, начали строить пятиэтажки».
Сегодня и Гагарин, и деревня Клушино, как и многие провинциальные местечки России, переживают не лучшие времена. Совхоз имени первого космонавта разорился, рабочих мест не хватает, мужчины уезжают в Москву: не в космонавты, на заработки. Но жизнь и былая слава обязательно возвращаются сюда два раза в году – 9 марта – в день рождения Юрия Алексеевича, и в День космонавтики. На Смоленщину приезжают те, кто был знаком с первым космонавтом лично и, кто, спустя годы, готов повторить и повторяет его подвиг: заставляет весь мир поднимать голову в небо, давая надежду на то, что время «Восходов» всё-таки ещё не прошло, и дети ещё будут играть в Гагарина.
Подписывайтесь на нас в Telegram