Покорять Африку белорусы всё же намерены – не в воздухе, а на земле. По крайней мере, такие планы у отечественных машиностроителей. На Могилёвском автозаводе разработали новинку – подземный самосвал. Компактный, но очень производительный. Может работать в самой узкой шахте, причём в любых климатических условиях – и в жару, и в стужу. Что уникального в машине, если уже на этапе её разработки пришли первые заказы?
Новый самосвал конструкторы Могилёвского автозавода разработали в рекордно короткие сроки. Обычно на исследования тратят три года. Здесь уложились в два раза быстрее. Заказчик из России, а он начал проявлять интерес сразу, как только увидел образец на бумаге, пояснил коротко: время – деньги.
Юрий Страх, начальник отдела маркетинга и сбыта Могилёвского автомобильного завода (филиал БелАЗа): «Спрос на нашу технику возрастает в мире. В связи с кризисом, а также в связи с тем, что зарубежные аналоги намного дороже, у нашей машины есть будущее».
Уже через месяц подземный самосвал начнёт трудиться на глубине в 700 метров. Он не уникален. В мире есть подобные разработки, но у могилёвского – свои преимущества. Среди коллег считается «малышом» – перевозит 15 тонн, когда конкуренты взваливают на себя полсотни. Но именно в компактности и выигрыш. Грузовик будет работать в самых узких шахтах – там, где сечение выработки меньше 9 квадратных метров. Ещё одно ценное качество – в шахту его можно доставить в разобранном состоянии, а уже на глубине собрать.
Сергей Семко, заместитель генерального конструктора научно-технического центра БелАЗа: «К подземной технике, на которую последние пять лет ориентирован могилёвский филиал БелАЗа, предъявляются определённые требования: она должна работать в стеснённых условиях шахт, в кромешной темноте, в условиях страшного обводнения. И главная задача этой машины – вывозить руду».
Кроме «малыша» Могилёвский автозавод выпускает ещё четыре модификации подземных самосвалов. Все они «старшие братья» новичка, могут перевозить от 22 до 40 тонн. И уже успешно работают на рудниках Казахстана. Этот (см. видео – прим. ред.) вскоре отправится на шахту в Белгородскую область.
Такие юркие и компактные машины – оптимальный вариант для стран с развитой горнорудной промышленностью. Поэтому и конструировали подземную технику с прицелом на экспорт. Причём, отправлять будут не только в страны постсоветского пространства. Всерьёз рассматриваются рынки Африки и, прежде всего, после недавнего визита Президента в Египет и Судан. Там машиностроителей в составе белорусской делегации было больше других. Все ведущие заводы-гиганты, в том числе и БелАЗ, договорились о продажах, а в перспективе – о создании сборочных производств.
На фоне других континентов по добыче полезных ископаемых Африка выглядит скромно. Но лишь пока. Вот по потенциалу занимает первое место на планете. Алмазы, золото, платина, марганец, хромиты, бокситы и фосфориты. Главная задача – извлечь их из земли, поэтому и нужна техника. Белорусская подойдёт. А небольшая, но производительная из Могилёва, особенно. Пока частично новую машину собирают из импортных деталей: двигатель, трансмиссия, шины. Но…
Сергей Семко, заместитель генерального конструктора научно-технического центра БелАЗа: «У нас уже в этом году предусматривается проведение ряда научно-исследовательских работ по локализации узлов трансмиссии. И в ближайшие годы мы начнём выпускать со своими трансмиссиями».
Пока сюжет готовился к эфиру, на заводе сообщили, что из России пришёл заказ ещё на две могилёвские машины. Компания-заказчик сравнила сразу несколько предложений, в том числе и от признанного лидера мирового рынка компании «Катерпиллер», но остановилась на более доступной белорусской разработке.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram