В Беларуси обсуждают, как сделать работу сферы ЖКХ более качественной – проект концепции до 2025 года готов. По сути, документ должен расставить точки над «i» в решении коммунальных (а значит, близких каждому белорусу) проблем. Детально разбирают его на республиканском семинаре, где делегаты вносят свои предложения. Какие – узнала Наталья Стельмах.
Это предприятие в буквальном смысле делает деньги из мусора – переработка отходов оказалась особенно прибыльной, когда конечным продуктом становится энергия – зелёная. На её продаже с начала года здесь заработали больше двух с половиной миллионов рублей. Ежедневная норма 200 тонн мусора на выходе превращается в 20 тонн биосырья. Этого хватает, чтобы три ночи освещать весь Брест. Кроме того, для развития завод привлекает и международные гранты. Свыше миллиона евро недавно потратили на покупку спецтехники и 15 тысяч мусорных контейнеров для частных домов. А сейчас завершают модернизацию линии сортировки.
Наталья Трифонова, начальник отдела Брестского мусороперерабатывающего завода: «Это улучшение экологической обстановки на объектах захоронения твёрдых коммунальных отходов. Также после реализации этого проекта количество извлекаемых вторичных ресурсов, как мы планируем, достигнет 30 тонн в сутки».
Местные власти уверены, скоро Брест серьёзно сократит потребление электроэнергии – обычные фонари заменят на светодиодные. Параллельно активно обновляют жилой фонд.
Вячеслав Хафизов, заместитель генерального директора предприятия «Брестское жилищно-коммунальное хозяйство»: «Значительно увеличился объём капитального ремонта жилых домов. Если в прошлые годы мы ремонтировали порядка 20-30 домов, то сегодня их уже отремонтировано 70. В целом объёмы капитального ремонта увеличены почти в три раза».
Где сэкономить, как правильно организовать работу коммунального хозяйства, кто и сколько должен платить за услуги – темы из числа вечнозелёных практически в каждом доме, поэтому и обсуждать их нужно вместе. Правительство, губернаторы, руководители предприятий и ведущие специалисты отрасли – от всех сегодня ждут идей и дельных предложений. Но так уж повелось, что новаторов куда больше в столице, поэтому без долгих разговоров делегаты разъезжаются оценить, насколько успешен опыт коллег, а кто-то – поделиться собственным.
Короткий номер 115 сегодня знает каждый минчанин, при этом службе нет и двух лет. Секрет в удобстве: отключили свет, проблемы с отоплением, нет горячей воды, не убран подъезд или двор – по всем вопросам больше не нужно обрывать телефоны десятка инстанций. За смену специалист контакт-центра принимает до трёхсот заявок.
Юлия Реснянская, ведущий специалист по работе с клиентами контакт-центра: «Обращения поступают в режиме нон-стоп, даётся время на обращение три минуты, за три минуты специалист обязан полностью уточнить и контактные данные, и ту информацию, которую хочет донести до него житель. Если это сложный случай, если это житель, который звонит нам повторно, тогда специалист должен перевести на единую диспетчерскую службу, где заявку жителя будут брать под контроль».
Летом единая служба заработала в Витебске, а до конца 2018-го опыт должны перенять во всех городах с населением свыше ста тысяч жителей. Принцип прост: лучшее, что уже апробировано, нужно внедрять повсеместно, сохраняя при этом качество и, что важно, приемлемую стоимость.
Александр Терехов, министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: «Основная тема (я не устаю о ней говорить) – это снижение затрат, резервы здесь есть. Можно снижать расходы электрической энергии, можно значительно снизить стоимость тепловой энергии. Например, перевод котельных на местные виды топлива, современная котельная с переводом на щепу – минимальная стоимость, которая сегодня есть, это дешевле газа, это удобно, мы научились с этим работать и доказали свою эффективность».
И всё же ЖКХ чаще критикуют жертвы так называемых аварийных ситуаций, но благодаря технологиям их должно становиться всё меньше. Самоходная машина-амфибия для очистки водоёмов, лаборатория теледиагностики трубопровода, мощный передвижной генератор, насосная станция или вакуумная машина – эффективность работы специалистов с такими помощниками возрастает многократно. Правда, пока «чудом техники» хвастают в основном в столице, но только после эксплуатации можно со знанием дела советовать лучшее.
Одно из важных направлений в развитии жилищно-коммунального хозяйства – это полная автоматизация. Ближайшая перспектива, к примеру, избавиться от рутины снятия показаний со счётчиков воды. Пилотный проект по дистанционному учёту запущен. А чтобы жильцы могли экономить не только время, но и деньги, параллельно специалисты работают над качеством воды.
Олег Аврутин, директор предприятия «Минскводоканал»: «Вода поверхностного источника может периодически представлять какую-то опасность, хлор – это единственное в таких системах вещество, которое может произвести обеззараживание. Мы сегодня ведём работы, чтобы отказаться от той формы хлора, в которой мы его сегодня применяем, в следующем году мы планируем перейти на современные технологии обработки воды гипохлоритом. Об этом, наверное, рано говорить, пока не внедрили, но в следующем году мы этот проект планируем завершить».
Проект концепции совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства на ближайшие восемь лет формально готов, но нынешний семинар даёт возможность внести финальные штрихи.
Анатолий Калинин, заместитель премьер-министра Беларуси: «Если говорить о системных подходах, то подготовлен ряд нормативно-правовых актов, которые в ближайшее время смогут изменить ситуацию в отрасли. Это закон о Жилищном кодексе, это пять проектов указов Главы государства, три постановления, которые утвердят государственную концепцию о развитии ЖКХ, и другие документы, которые смогут после семинара быть доработаны и внесены в ближайшее время на рассмотрение Главе государства».
И программа «Чистая вода», и утепление жилых домов, и ускоренная замена лифтов, и переработка бытовых отходов, и даже предоставление жилищных субсидий. Иными словами – то, что касается каждого.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства остаётся ещё немало проблем, но стоит отметить, что в последние годы система стала работать куда эффективнее. Об этом свидетельствует общественное мнение. По данным последних социологических опросов более 60% белорусов удовлетворены работой предприятий ЖКХ, а ещё в 2014 году такое же количество опрошенных давали, скорее, негативную оценку.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram