В Беларуси готовятся подвести итоги Года науки. Ровно через десять дней на съезд в Минске соберутся учёные со всей страны.
Удалось ли продвинуться на пути внедрения инноваций в производство? И что бы ещё добавить в Стратегию развития науки и техники, которая уже активно обсуждается в обществе? Это глобально. А конкретно – каждый институт привезёт то, над чем работает. Брестчанам, например, среди прочего страна обязана разработкой месторождений янтаря.
От изучения местности на картах до начала пробной добычи самоцвета: член-корреспондент Национальной Академии Наук Максим Багдасаров делает акцент, что сейчас главное – сохранить ресурс. Ведь по своим качествам белорусский янтарь претендует не просто на украшение, а может быть даже в составе лекарств – настолько чистым оказался камень.
Максим Багдасаров, член-корреспондент НАН Беларуси: «Очень важно, чтобы добыча янтаря велась в полном контроле со стороны государства, с соблюдением природоохранного законодательства».
Следующий этап за добытчиками, прежде чем начать добывать янтарь в промышленных масштабах, нужно взвесить затраты и экономическую выгоду. Этот проект из Бреста повезут и на второй белорусский съезд учёных. Как удачную практическую разработку, которых в стране немало. Широкой публике всё представят уже в декабре.
Владимир Гусаков, председатель президиума НАН Беларуси: «Что касается прорывных разработок, то их очень много. Модель электромобиля, сейчас дорабатываем суперконденсатор».
В Академии наук такие разработки называют брендами. Сколько их в цифрах, пока посчитать непросто. Многое ведь в регионах в финальной стадии разработок. Здесь локомотивы науки – университеты. Зарождение идеи, проектирование, исследование, эксперименты – на одну разработку может уйти пять лет, прежде чем запустить её в жизнь. В Брестском техническом говорят, всё, что придумывают они, сразу проверяют на реальных стройках.
Виктор Тур, заведующий кафедрой Брестского государственного технического университета: «Если взять покрытие амфитеатра в Молодечно, представьте себе, была возможность реализовать покрытие в форме бабочки с раскрытыми крыльями».
А ещё Ледовый каток в Гомеле, купол штаб-квартиры Национального олимпийского комитета в столице, пожалуй, самый узнаваемый – купол амфитеатра в Витебске. Почти десять лет назад такие конструкции укрыли от дождя артистов международного конкурса «Славянский базар». По уникальной разработке из Бреста построено 25 зданий в Беларуси, России и Туркменистане.
Николай Шалобыта, проректор Брестского государственного технического университета: «Если будет интерес промышленников, то, конечно, эти идеи более быстрее начнут применятся. Но это же заинтересованность может быть и со стороны и других организаций и мы надеемся, что они всё-таки обратятся к вузовской науке».
В Брестском технопарке, в полную силу заработавшем всего год назад, готовы все инновационные идеи поддержать. Предоставят помещение, проконсультируют, соединят интересы учёных умов и бизнесменов. Чтобы конкретные идеи превратить в доход.
Дмитрий Макарук, директор Брестского научно-технологического парка: «Чтобы научно обосновать и сделать тиражирование идей за пределы Беларуси, нам нужна научная основа. Мы готовы привлекать учёных, которые сделают описание, которые сделают правильные рецептуры, Здесь идёт вопрос о сотрудничестве и партнёрской модели».
Сейчас в технопарке 30 резидентов. Принцип работы похожий на бизнес инкубатор. Это компании, готовые пробовать научные идеи на практике. От медицины до робототехники. Почти всё, что здесь представлено, так или иначе, обещают, покажут в Минске, как пример предпринимательского успеха на воплощённой в практику теории и взаимопонимания учёных и промышленников.
Подписывайтесь на нас в Telegram