Под контролем Президента. Как и почему должен преобразиться белорусский павильон на ВДНХ?

Под контролем Президента. Как и почему должен преобразиться белорусский павильон на ВДНХ?

ВДНХ. Эту аббревиатуру знал каждый в Советском Союзе. И без преувеличения – далеко за его пределами. Сакральное место. Площадка для демонстрации достижений народного хозяйства, всего самого передового в промышленности. 


Комплекс открыли в 1939-м. С тех пор не раз менялось название, распался Союз. Но спустя восемь десятилетий выставочные павильоны по-прежнему работают. Белорусский – под номером 18. Наша страна – одна из первых постсоветских республик возродила свою площадку. По инициативе Президента, о чем Александр Лукашенко напомнил сегодня участникам совещания. 

Казалось бы, что сложного? Ставилась задача сделать павильон визитной карточкой страны. Чтобы все достижения – будь то легкая или пищевая промышленность – были представлены на достойном уровне. Грамотная презентация и реклама, а затем – контракты и реальная прибыль. Продвижение товаров в восточном направлении. Особенно актуально, когда Запад давит Россию санкциями. Так как же должен преобразиться павильон? И когда время «икс» для ответственных? 

Сюда стремились со всего Союза, чтобы увидеть своими глазами достижения страны. Место для гордости, не иначе. Для западных туристов, бесспорно, причина зависти. Главная выставочная площадка большой страны! Здесь выставляли лучшие достижения советского народного хозяйства – чудо инженерной мысли, то, что создавалось на века и поражало воображение. Огромный Останкинский комплекс был открыт в 1939-м. Центр пережил многое, в том числе войну. Но после расцвел с новой силой.

После развала Союза в святая святых допустили торговцев, превратив комплекс в подобие ярмарки. Блестящие архитектурные памятники постепенно обветшали. Так легенда и вовсе утратила былой лоск. 

Сегодня ВДНХ – это огромнейший комплекс, который входит в 50 крупнейших выставочных центров мира, и часть его – белорусский павильон. Работа столь масштабной выставочной площадки нашей страны на особом контроле Главы государства неспроста. Беларусь одна из первых постсоветских республик взялась за реконструкцию своей площадки, и это инициатива Александра Лукашенко. Потерять павильон практически то же, что потерять лицо. Прежде всего, это имидж страны.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Для меня, для моей работы он значим в том плане, что когда-то мы еще во времена Бориса Николаевича Ельцина с Назарбаевым очень жестко поставили вопрос перед Россией, чтобы ВДНХ было как в Советском Союзе, чтоб там были представлены все республики. Так мы получили для Беларуси павильон».

Сейчас наш павильон №18 практически идентичен тому, советскому. Будто и не было десятилетий. Внутри – торгово-выставочный центр, где представлены белорусские производители. И от туристов отбоя нет. 

Однако размах уже явно не тот, уверен Президент. А ведь в Беларуси есть чем гордиться – флагманы легкой промышленности, производители продуктов питания, бытовой техники и электроники. В конце концов, космические достижения. Но не только продавать, нужно показать Беларусь во всей красе. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Товар надо показывать лицом, его надо рекламировать, а для того, чтобы рекламировать, надо выставлять. И в этом плане очень большое внимание имеет наша рекламно-выставочная деятельность. Мне ведь важно, чтобы это было прибыльное мероприятие. Но еще важнее, чтобы там были достижения страны представлены. И самые высокие достижения, будь то продукты питания, одежда или техника, продавались через ВДНХ, через наш павильон. Ну мне говорят: знаете, это не приспособлено для этого. Слушайте, мне все равно для чего приспособлено! Это в сердце громадной России, магазин, можно сказать, вы же сейчас торгуете сейчас там, "ипэшники", с прибылью работаете. А как "Беллегпрому", государственным предприятиям туда прийти что продать, выставить и продать, это нельзя. Как понимать? Поэтому там должно быть выставлено для рекламы, должны быть наши продукты, от продуктов питания до техники, и реализованы, насколько это возможно, а также заключены контракты».

Некоторые журналисты скажут – дежавю! Поменять ассортимент товаров, усилить представление брендов, сделать экспозицию настоящей визитной карточкой страны и ее достижений – такую задачу Глава государства уже ставил, в марте этого года. Однако поручение, констатирует Президент, не выполнено. Справедливости ради, руководство выставочного центра в Москве все же добилось некоторых результатов. Долги погашены, вышли на самоокупаемость.

Николай Снопков, заместитель премьер-министра Беларуси: «Стационарная торговля на территории павильона, как и в принципе на территории ВДНХ, запрещена, поэтому де-юре используется формат выставки-ярмарки, но, по сути, это действующий торговый объект, такой подход позволил совершенно справедливо, как вы отметили, рассчитаться по долгам, которые по состоянию на 2016 год составляли около 1 миллиона долларов США, и выйти на безубыточную работу».

Но потенциал не исчерпан. Сегодня белорусский павильона на ВДНХ – практически стратегический объект. Экономическое и финансовое давление усиливается. А для союзников – это повод для сближения. 

Впрочем, с начала введения санкций Беларусь нарастила экспорт в Россию – и об этом даже пишет авторитетное западное агентство Bloomberg – более чем на 100%, впервые наша страна по стоимости импорта в Россию обошла Германию – страну, которая является европейским эконмическим локомотивом. И резервы еще есть: павильон на ВДНХ – один из важнейших ресурсов для представления белорусской продукции не только в Москве, но и всей необъятной России.

Максим Рыженков, первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси: «Поставлены конкретные сроки, они очень емкие, краткие, возможные для выполнения – это было подтверждено всеми участниками сегодняшнего заседания. До 1 сентября планируется значительно обновить торговый ряд представленной продукции. В первую очередь, насытить ее продукцией наших флагманов легпрома, "Белгоспищепрома"». 

Это уже будет далеко не первое второе дыхание белорусской экспозиции. Главное, чтобы был эффект. Ведь павильон также своего рода – антисанкционная мера и шаг на пути к союзной интеграции. А еще разрабатываются новые логистические цепочки, перестраиваются торговые потоки, все чаще в Минск приезжают официальные делегации из российских областей, а это новые контракты и новые поставки. Пара недель остается до форума регионов России и Беларуси. Где партнеры смогут еще раз ударить по рукам. И не исключено, что прошлогодний рекорд по товарообороту – в почти сорок миллиардов долларов – будет превзойден. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Влада Карницкая
География:
Беларусь