Под ключ или под снос? В Беларуси проверяют объекты, где строительство продолжается сверх нормы

Под ключ или под снос? В Беларуси проверяют объекты, где строительство продолжается сверх нормы

Под ключ или… под бульдозер? Долгострои остаются главной проблемой строительной отрасли страны. В Комитете государственного контроля подсчитали, что на начало года в стране насчитывалось более 4,5 тысяч объектов с приставками «заморожено», «приостановлено». Новость хорошая – количество долгостроев в Беларуси снижается. Новость не очень – они все равно есть. В Комитете госконтроля по поручению Президента видят пути решения, которые способны в корне изменить ситуацию. Прежде всего, по каждому объекту – компетентные заключения о целесообразности дальнейшего возведения и четкий график строительных работ. Есть ли у долгостроев второй шанс? 


К новоселью почти все готово. Три комнаты, почти 80 квадратов, коммуникации подведены, остались строительные мелочи. Да вот только в таком виде дом стоит уже 7 лет. Новый директор – в должности год, подобного опыта, признается, не было, да и лишних денег, чтобы полностью достроить жилье, у сельхозпредприятия нет, но выход есть.       

Вадим Волович, первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Витебской области: «Поданы документы на отвод земельного участка в БТИ, после чего райисполком принято решение, и жилые дома будут переданы новым владельцам».

Павел Шакун, директор сельхозпредприятия «Агроборовинка» (Шумилинский район): «Я думаю, до конца года дом будет введен в эксплуатацию, молодая семья какая-то будет здесь жить и благоустроит его дальше».  

Кроме жилья, необходимо достраивать и молочно-товарную ферму на 800 голов. Первую часть возвели на 400 голов, вторая так и осталась в виде металлического скелета. Перспектив у этой, второй части, сегодня нет. Однако в планы, составляемые местными органами власти, этот объект постоянно включается как необходимый. Указано и финансирование – 1,1 млн рублей. При этом откуда взята и как рассчитана эта сумма, никто пояснить так и не смог. 

В соседнем хозяйстве была схожая ситуация, два десятка лет крупная ферма ждала реконструкции. Спасло то, что предприятие перешло под крыло Витебского мясокомбината. Новые фермы уже в следующем году примут 3500 голов на откармливание.   

А это – улица-призрак в могилевском микрорайоне Спутник. Парадокс – городская собственность, но все же без хозяина. Улицу открыли 10 лет назад, но ее до сих пор нет. Нет официального документа о приемке! Отложили «на потом», а потом… забыли. Все это время здесь косят траву, убирают мусор и ремонтируют. И таких объектов в Могилевской области Комитет госконтроля насчитал около сотни.  

Сергей Шилков, начальник управления Комитета государственного контроля Могилевской области: «Самой большой проблемой является то, что эта улица не обслуживается. А, раз улица не обслуживается, она приходит в негодность. И мы можем дождаться такого момента, когда вместо замены одной-двух плиток нам придется менять все полотно. По мнению комитета, ее надо вводить по существующему положению дел. Но, к сожалению, по ныне действующему законодательству это невозможно».

Еще один пример: пристройка к 10-й могилевской поликлинике стоит бесхозной вот уже два десятка лет. Строили ее под отделение реабилитации. Нет финансирования – есть долгострой. Микрорайон Восьмой за эти годы сильно прирос и по количеству многоэтажек, и по населению. И отсутствие детской поликлиники ощущается остро. В здании для взрослых принимают и маленьких пациентов. Педиатрическое отделение – это всего лишь десяток кабинетов… на 11 тысяч малышей! 

Наталья Панова, заместитель главного врача по педиатрии Могилевской центральной поликлиники: «Из-за отсутствия площадей нет возможности организовать отделение медицинской реабилитации, с кабинетом раннего вмешательства. И, соответственно, ранней медицинской помощи детям. Конечно, мы все очень надеемся на расширение площадей для детской поликлиники».

Завершить строительство. Именно к такому решению проверяющие подталкивают городские власти. И тогда сразу закроются обе проблемы: исчезнет долгострой, а в районе появится собственное детское медучреждение.

Сергей Шилков, начальник управления Комитета государственного контроля Могилевской области: «Надо порядка 7 млн рублей. И эти деньги просто необходимо отыскать, так как это объект социально значимый. Тем более что в следующем году планируется строительство нового микрорайона Соломинка. Как правило, новые микрорайоны заселяются молодыми семьями с детьми. И нагрузка еще более возрастет».

Но есть и обратный, положительный пример. Сложно представить, но еще совсем недавно здесь тоже был долгострой. Строительство начали еще в 2009 году. Тогда на берегу Днепра планировали построить гребную базу. Но работы завершились буквально на старте. Тоже из-за отсутствия денег. И только год назад город взыскал возможности. Теперь это более функциональный объект. В секциях занимается 300 ребят. Появятся два бассейна и ФОК – теперь самый крупный в городе спортивный комплекс. 

Олег Дудко, директор Могилевского областного многофункционального спортивного комплекса: «Можно сказать, что этот объект очень долгожданный. Тут открываются возможности для молодых спортсменов, в будущем могут стать и олимпийскими чемпионами. Ну, и вообще, вести здоровый образ жизни, быть крепкими, сильными».

Андрей Адамчук: «Конечно, когда открыли зал, условия изменились, стало лучше. К дому стало ближе. Появилось вдохновение. С нами стал тренироваться прежний тренер. Нас готовят к новым стартам, и у нас все нормально». 

Но долгострои проблема отнюдь не региональная. В столице сотни объектов находятся в режиме ожидания. Как правило, застройщики разводят руками – средств не хватает. Но как же правило: не уверен в своих силах – не берись за дело? К тому же, даже если работы на паузе, что мешает поддерживать на таких горе-стройках элементарный порядок? Жильцы микрорайона Уручье уже 8 лет смотрят на безрадостный пейзаж…

Виталий Германчук, заместитель главы администрации Первомайского района г. Минска: «Должен содержаться строительный городок в надлежащем санитарном состоянии, т.е. это покос травы, уборка случайного мусора, но не всегда заказчик с этим справляется, за что неоднократно был привлечен к административной ответственности. Посмотрим, если это не будет сдвинуто с мертвой точки, значит, будем обращаться в Мингорисполком о применении штрафных санкций». 

Но заказчик уверяет: все будет сделано. И порядок, и здание возведут. Или это опять обещания?

Владимир Барановкий, директор ООО «БАРЭФ»: «Деньги есть, есть у нас генподрядчик, строительная организация, которая готова приступить в этом году, в четвертом квартале, я так думаю, что уже недели через две появятся строители, начнется работа. Цокольный этаж – это спортзал, первый этаж – продовольственный магазин, второй этаж – хозтовары».

Ну, допустим, а как тогда смотреть на то, что на северо-западе Минска? Инвестор заверял – напротив «Минск-Арены» возведут архитектурную жемчужину Беларуси. Проект жилого комплекса действительно впечатлял. Но амбиции оказались непомерными для компании. За дело взялось государство. 

Анжела Бобарико, директор УКСа Мингорисполкома: «Достался нам объект в 2015 году, он был без документации, стройка стояла, поэтому нами были проведены обследования конструкция, параллельно велось проектирование, началось строительство, чтобы не затягивать темпы, ну, и в настоящее время вводим в полном объеме весь "Лазурит"».

Подобные примеры все чаще становятся правилом, а не исключением. Только за первое полугодие количество долгостроев по стране сократилось на 10%. Эта цифра могла быть еще больше, но пока разбираются со старыми долгостроями, параллельно появляются новые. А значит, проблему надо решать в комплексе. В Госконтроле полагают, что все долгострои нужно сгруппировать по блокам. 

Николай Зеньчик, начальник управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля: «Те объекты, которые фактически эксплуатируются, но не введены, которые самовольно построены, объекты, которые подлежат списанию, но необходима проектно-сметная документация, ну, и третий объект, которые числятся в виде затрат, но строительных работа не проводится. Вот когда мы сгруппируем по всей стране блоки эти проблем, поймем цену вопроса, тогда будут вырабатываться меры по упрощенному вводу в эксплуатацию, по упрощенному списанию».

Но опять же: власти на местах все равно медлительны и неразворотливы. Даже в графе «сумма для завершения работ» пишут все что угодно, не проводя никаких расчетов. Формализм? В Госконтроле считают, что стране необходим единый госорган, который будет заниматься вопросами незавершенного строительства. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Илья Соболев