Почему ремонту в СТО белорусы предпочитают мастеров «по знакомству»?

Всем выйти из тени! Государство в очередной раз призывает нелегальным станциям техобслуживания и работать по закону.

Всем выйти из тени! Государство в очередной раз призывает нелегальным станциям техобслуживания и работать по закону.

Регулярные проверки гаражных кооперативов пока приносят результат в виде предупреждений и штрафов. Но «серые» автослесари ещё не спешат легализоваться. Что мешает? Несовершенство закона или погоня за наживой? Да и как установить нелегала, вдруг это обычный автолюбитель, решивший починить машину?

Это вполне реальная история, случившаяся с автослесарем Николаем. А ведь всё начиналось достаточно безобидно – к его гаражу подъехала девушка и попросила посмотреть, почему произвольно моргает фара. Но вместо осмотра пришлось объясняться с ревизорами и доказывать, что он просто решил помочь. Такие случаи – редкость. Но проверки автомастерских начали проходить регулярно. Милиция, налоговики, энергетики осенью объединились в одну группу и стали частыми гостями в гаражных кооперативах.

В октябре рабочая группа проверила 61 столичный гаражно-строительный кооператив. В 57 из них они обнаружили людей, незаконно занимавшихся починкой автомобилей. Всем им контролёры предложили заниматься автобизнесом легально, но лишь пятеро согласились выйти из тени.

Борьба с теневиками идёт не первый год. Позицию государства понять можно – такие мастера не платят налоги, но на первое место выходит фактор безопасности. У человека, который получил, казалось бы, отремонтированный автомобиль, попросту нет гарантий, если ремонт сделали некачественно. Да и контролёрам словить руку по локоть в масле трудно.

Анастасия Макарская, начальник отдела организации и развития сферы услуг управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома: «Заставить признать физическое лицо данный факт очень тяжело. Человек говорит, что чинит машину другу, брату, наконец говорит, что это его хобби – разбирать-собирать автомобиль. Процесс проходит очень сложно».

Нелегалы говорят: зачем мне работать «по-белому», если всё, что я заработал – моё. Не нужно содержать бухгалтерию, управленческий штат, платить налоги. Но на небольшом легальном СТО в центре Минска говорят: если грамотно организовать процесс, доходов хватит. И на бухгалтерию, и на налоги, и ещё останется.

Сергей Павлов, директор СТО, г. Минск: «Мы даём гарантию, или техобслуживание на 20 календарных дней, или 20 тысяч километров. Легализация – это гарантия. Чтобы работать где-то на гаражах, нужно быть очень хорошим мастером».

Сегодня всех авторемонтников в Беларуси можно разделить на три категории: авторизованные центры (когда у сервиса есть договорённость с производителем), легальные неавторизованные СТО (таких большинство) и «гаражники». Но, как ни странно, конкуренции между ними нет. Транспорта в Беларуси много: на тысячу человек почти триста автомобилей, или почти три миллиона единиц. Работы хватает всем. Но становиться «белыми» нелегалы всё равно не хотят. И прежде всего, из-за обязательств перед инспекциями: пожарной, санитарно-эпидемиологической, налоговой.

Дмитрий Перлин, эксперт автомобильного холдинга: «Нелегал в одиночку может оказать помощь. Налогами – государству, мелким ремонтом – потребителю. У нас цех – конвейер, как ремонтный завод. И мы не можем себе позволить колдовать над неисправностью целый день. Они бы не помешали, ни официалам, ни легалам».

Но кто должен сделать первый шаг? Государство или частники? Видимо, обе стороны. А может, и владелец автомобиля, который ради экономии рискует жизнью и здоровьем, да и просто машиной, ведь после некачественного ремонта в гараже давать задний ход зачастую поздно – претензии никому не предъявишь и за защитой своих прав не обратишься.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анатолий Занкович