Почему замкнутость и депрессия могут подтолкнуть подростка к насилию и как это предотвратить? Мнение психолога-эксперта

Почему замкнутость и депрессия могут подтолкнуть подростка к насилию и как это предотвратить? Мнение психолога-эксперта

Часто после таких резонансных и чудовищных случаев, как недавняя стрельба в казанской школе, читаешь отзывы – «он был тихий, спокойный, неприметный и даже … безобидный». Но что происходит с подростками и молодыми людьми? Как они становятся безжалостными убийцами? Психологи отмечают – это случается не вдруг, не одномоментно. И разглядеть трансформацию в психике можно, хотя и непросто. Каковы причины такой агрессии и как её своевременно предотвратить? На эти вопросы в эфире программы «Контуры» на ОНТ ответила психолог-эксперт Татьяна Емельянцева.


Татьяна Емельянцева, психолог-эксперт: Агрессия есть у всех подростков. И как раз те подростки, которые не проявляют эту агрессию, они не ругаются с родителями, они не конфликтуют, не спорят с учителями, они ведут себя тихо, спокойно, замкнуто, именно такие подростки склонны накапливать чувство тотального одиночества и покинутости. Непринятия окружающим миром, собственными родителями, другими людьми, сверстниками. И это могут быть объективные причины непринятия, но это редкие случаи, когда класс дружит вместе против этого одного мальчика или девочки. Чаще это субъективное восприятие покинутости. Все хорошо, это успешный мальчик, успешная девочка, он ходит в школу. А вот это вот чувство внутри, оно приводит к тому, что часто называют депрессией. Но это не совсем та депрессия, которая бывает у взрослых, она отличается. И вот это вот сочетание замкнутости и депрессивности – это опасное сочетание. И такие дети и подростки особенно требуют внимания общества, родителей. Особенно родителей. 

А что может стать таким триггером, чтобы молодой человек взялся за оружие и начал нападать? 

Это всегда эффект накопления. Это не бывает по «щелчку». Это всегда какие-то маленькие «звоночки», когда появляются какие-то эсэмэски, когда есть попытки поговорить с родителями и даже попытки попросить родителей к специалисту. Вы знаете, в последнее время я как практикующий психотерапевт часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходят подростки с родителями, и инициаторами обращения являются сами подростки, а родители так и говорят: «Наверное, он не выспался, наверное, это из-за того, что он перенес коронавирус». Они не видят, что подросток нуждается не только в психологической, а иногда даже в назначении антидепрессантов и длительной психокоррекции. Конечно, нельзя игнорировать возможность обратиться к специалисту, попасть к специалисту вовремя. Еще один такой критерий – это когда снижается успеваемость в школе. Он больше погружен в свои мысли, отказывается от каких-то мероприятий школьных, снижается успеваемость. Это первые звоночки той депрессивности, которая появляется задолго до экстремально агрессивного поступка. 

То есть с одной стороны человек может быть тихим безобидным и сложно выявить такую аномалию в поведении, а с другой стороны ничего бесследно не происходит? Важно внимательными быть – чья это задача? Родителей, педагогов, психологов? 

Прежде всего родителей. Подростки умеют очень долго скрывать свои чувства. Но родители знают больше и мотивированны больше в том, чтобы у их ребенка все сложилось хорошо. Я всегда это говорю, это моя любимая фраза – нет проблем у детей, есть проблемы у родителей. Кто-то взрослеет раньше, кто-то позже. 18 лет – это не обязательно завершение подросткового возраста. Мозг формируется до 27 лет, этот внутренний контроль поведения. 

Ваши рекомендации, что можно сделать для того, чтобы подобных трагедий, если не исключить их, то уменьшить хотя бы их количество. 

Самое важное – родителям надо понимать, что подростковый возраст – это трудный возраст. Очень часто подросток ведет себя провокационно. Он отдаляется от родителей, сознательно. Он больше склонен послушать чужого человека, своего ровесника. К этому нужно относиться терпимо и спокойно и все равно при этом говорить о том, что «я с тобой, я всегда помогу, пожалуйста, обращайся ко мне за помощью». Нужно быть психотерапевтом и психологом для своего ребенка. 

Часто приходится слышать про такие понятия, как обыденность насилия. То, что агрессивное поведение становится нормой. Это мы видим и в компьютерных играх, и в кино, и в роликах на YouTube. Подростки начинают видеть насилие как нечто обыденное. Это как-то сказывается на их поведении? 

Безусловно сказывается. Я уже говорила о том, что миф, что подростковой агрессии не существует. Это период гормональной перестройки. Агрессия должна быть, это психологический кризис. Но эту агрессию он должен проявлять на физическом уровне где-то, но никак не кнопкой мыши. Потому как за компьютером теряется ощущение реальности. Нет физической реализации агрессивности. Это очень плохо, даже в период, когда COVID-19 и подростки меньше общаются, учувствуют в каких-то соревнованиях, совместных занятиях. Это плохо. Конечно, остается компьютер и эта агрессивность, которая в играх – это не нормально тоже. Подросток, который заигрался, он с трудом отличает реальность от виртуальности. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Злобин
География:
Беларусь