Почему Тракторозаводский посёлок в Минске так популярен у иностранных туристов?

399

Известный не одному поколению столичный район: территорию минского Тракторозаводского посёлка сегодня исследовали швейцарские архитекторы. Экскурсоводы всё чаще ведут сюда иностранных туристов. 

Хотя уникальный памятник эпохи соцреализма официально таковым не является. В первую послевоенную пятилетку микрорайон – «стройка №1», объект всесоюзного значения. 

Тогда на окраине, а теперь фактически в центре Минска, можно представить, как жили советские люди в конце 1940-50-тых. Ещё атмосфера сохраняется. 

Памятник вождю мирового пролетариата – ориентир уже не только для тружеников, но и отдыхающих. Мол, «верной дорогой идёте, товарищи!». Экскурсоводам на старте «не променять ту заводскую проходную», откуда с мая 1946 года тянутся бульвары образцово-показательного соцгородка.   

Дмитрий Задорин, архитектор, автор книги «Minsk. Architectural Guide»: «В Берлине внутри квартиры ты можешь выносить перегородки, красить стены, но окно и балкон принадлежат городу. Поэтому районы сохраняют такой первозданный вид. То, что мы построили после 1944 года – это и есть наше ценное наследие. Своего рода начальный этап к тому, что потом стало известно, как “минский феномен”». 

Самый большой путеводитель по столице – 540 страниц. Это издание (пока лишь англоязычное) и привело на некогда индустриальную окраину Минска первых туристов с родины «пионера модернизма», архитектора Ле Корбюзье. Странные (для потомков «стахановцев») швейцарцы фиксировали каждую деталь.  

«Город в городе» – это 13 кварталов, нанизанных на улицу Олега Кошевого (подпольщика, Героя Советского Союза и романа «Молодая гвардия»). Сверху план посёлка напоминает «рогатку». Общественный центр –точка пересечения трёх магистралей. Утопия, «город-солнце» на востоке Европы, о котором веками мечтали на западе.

Подписал проект застройки в середине 40-вых выдающийся зодчий Зиновий Розенфельд. Уроженец белорусских Чашников возвёл едва ли не пол-Москвы. Сегодня неоклассический Тракторогород с аутентичными топонимами облюбовали кинематографисты и художники.   

Самуэль Шеррер, архитектор (Швейцария): «Очень нравится атмосфера этого места. Свободно, никто не смотрит из своего окна в окно чужого дома. Я понимаю, почему люди хотят жить здесь. Надеюсь, что так будет и впредь. На мой взгляд, нужна только реновация этих зданий, но с сохранением уникальной аурой. Здесь приятно гулять».

Интуристы воспринимают посёлок, как тематический музей только под открытым небом. Хотелось бы заглянуть в квартиру заводчанина, увидеть наш послевоенный быт. Отворить дверь в школу, магазин, баню, остановиться в гостинице образца 1940-вых. Верной дорогой ведут, товарищей!           

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Минск