Почему инвесторы все чаще выбирают Минскую СЭЗ и что могут сделать региональные площадки, чтобы привлечь финансирование? Рубрика «Точка зрения»

Несмотря на санкции, иностранные инвесторы по-прежнему вкладываются в производства в рамках свободных экономических зон. Только с начала года открылось более 20 новых предприятий. Однако вкладываются инвесторы в основном в столицу, в то время как в регионах ситуация несколько сложнее.

Почему инвесторы все чаще выбирают Минскую СЭЗ и что могут сделать региональные площадки, чтобы привлечь финансирование? Рубрика «Точка зрения»

Решают вопрос занятости и становятся драйверами развития регионов. Более 20 новых предприятий открылось с начала года во всех свободных экономических зонах страны. Многие из них – с иностранным капиталом. Несмотря на санкционные войны, в экономику Беларуси растет привлечение прямых иностранных инвестиций. Крупный бизнес куда чаще выбирает столицу, а вот региональные площадки, даже несмотря на преференции, пока еще не стали тем самым магнитом для инвесторов. Чем еще можно заинтересовать их открывать производства в малых городах, а также кто способен «перезагрузить» проблемные градообразующие предприятия? Об этом и не только рассуждает экономический аналитик Георгий Гриц. Четкий взгляд на сложные процессы в рубрике «Точка зрения».


Еще в январе прошлого года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко поставил задачу сформировать перечни региональных инвестиционных проектов на 2021–2025 годыпредусматривающие реализацию:

  • одного-двух новых крупных проектов в областях и г. Минске;
  • по одному новому крупному проекту в каждом из городов численностью населения более 80 тыс. человек;
  • по одному новому производственному проекту в каждом из остальных районов республики.

Во исполнения данного решения, в Минэкономики разработан системный документ – проект Концепции государственной политики регионального развития Беларуси. 

Справочно. В соответствии с принятым Порядком (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2019 г. № 74), отстающими по уровню социально-экономического развития определен 31 район из 128 административно-территориальных единиц республики (далее – АТЕ), или 24,2% от общего количества. В рамках Плана индустриализации отстающих районов в 2019–2025 годах предусматривается реализация 55 инвестиционных проектов по созданию новых предприятий на общую сумму 12 515,1 млн рублей и $500 тыс. 

Особое внимание будет уделено проектам, отвечающим требованиям поручения Главы государства по созданию в каждом районе не менее пяти экспортоориентированных производств на 100-150 человек. Причем это не количественные показатели, а проекты, которые учитывают сильные стороны той или иной территории: плодородные земли, ландшафт или хорошая сырьевая база для определенной отрасли. В итоге будет сформировано бизнес-портфолио региона, то есть портфель проектов, которые можно предлагать инвесторам. 

Следует отдать должное Правительству и местной вертикали. Несмотря на сложности, вызванные беспретендентными санкциями в отношении нашего государства, по сравнению с предыдущей пятилеткой наметился определенный положительные тренд в данном направлении, многое удалось сделать, но немало задач стоит на повестке дня.

В частности, на одном из заседаний Совета Министров с участием Президента, посвященного вопросам работы экономики в условиях санкций, премьер-министр отметил буквально следующее: «Не у всех руководителей присутствует стратегическое видение развития своего региона. Много глав районов, которые просто занимаются текущей работой и обыденными вещами... 84 района из 118 вообще не предложили ни одного инновационного проекта. Эти проекты будем «насаждать» регионам. Я другого пути не вижу».

Руководитель КГК, в свою очередь, обратил внимание на низкую инновационность предложенных инновационных проектов: «Только 25 из 66 ориентированы на пятый – шестой технологический уклад, остальные – ни о чем». 

Рецепт в принципе известен – для поиска новых проектов местной вертикали необходимо более активно работать с отраслевыми министерствами, крупными предприятиями, Академией наук и бизнесом. 

Но одними льготами тут мы тут однозначно не обойдемся. Сегодня и так свыше 80% территории Беларуси уже сейчас – зона преференциального ведения бизнеса.

Необходимо менять как сам принцип предоставления налоговых преференций, так и непосредственно работу с потенциальными инвесторами, причем как местными, так и зарубежными.

В качестве примера хотелось бы поддержать инициативу Минэкономики в части внедрения т.н. «бюджетных трансфертов». В основу которых заложен принцип «проектного финансирования». Суть его в том, что когда инвестор вносит свои капитальные вложения, а по итогу реализации проекта ему возвращается часть денег из бюджета. Тем самым компенсируются его затраты. При этом, если инвестпроект реализован в менее развитом регионе, величина бюджетных трансфертов больше, в более развитом – меньше. 

Как следствие, регионы Беларуси предлагается рассматривать как сумму нескольких территориальных «якорных» бизнес-проектов. К управлению которыми стоит привлекать не столько чиновников, сколько профессиональных менеджеров.

Еще один важный, с моей точки зрения, шаг следует сделать на уровне взаимоотношения госорганов и бизнеса. В современной Беларуси на законодательном уровне уже присутствует такой формат взаимоотношения государства и частника, как концессия. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с иным лицом о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. Из этой нормы следует, что простое юридическое лицо и даже государственное унитарное предприятие не вправе выступать стороной по договору концессии.

В то же время, наравне с вышеуказанной целью, во многих странах концессия рассматривается даже как альтернатива приватизации. 

За период суверенитета Беларуси можно найти целый ряд примеров, когда государство, поддавшись на обещания потенциального инвестора «вывести» в течении одного или максимум двух лет хронически убыточное предприятие в «мировые лидеры», причем с сохранением численности и доведенных ранее валовых показателей, фактически дарило это проблемное предприятие частнику. 

Однако жизнь показывает, что чудеса в «реальном» секторе экономики встречаются крайне редко. И если частник сделал себе состояние в торговле, особенно в подакцизной сфере, совсем не значит, что он состоится как успешный менеджер производственной компании.

В результате – социальная напряженность в коллективе, не говоря уже о не выполнении взятых ранее обещаний и упущенной выгоде. 

А учитывая сложившийся у нашего электората за советский период и сохраненный в белорусской модели государственности принцип, что государство отвечает за все, включая обязательства владельца частной компании перед наемными работниками, последующие действия государства были легко предсказуемы. 

В этой ситуации, если не исключить, то, по крайней мере, существенно минимизировать многие негативные последствия приватизации можно заменой «чистой» продажи на передачу приватизируемого объекта в доверительное управление потенциальному собственнику через концессионный договор с региональными органами управления. 

Можно пойти и дальше. Рассматривать в качестве концессионера ТОП-менеджмент государственного приватизируемого предприятия, предложивший собственный план его реформирования и получивший кредит доверия у трудового коллектива. 

И если через 3–5 лет предприятие достигнет заявленных показателей, то даже в счет уже полученных государством дивидендов или за символическую плату они могут стать собственником данного предприятия. 

Таким образом, концессия позволит если не совсем отказаться от «чистой» продажи государственных активов – ведь ситуация такова, что средства, и желательно большие, нужны именно сегодня, – то, по крайней мере, даст шанс белорусскому бизнесу и, в первую очередь, руководителям предприятий состояться в виде эффективного собственника. Причем тут ключевое слово – эффективный.

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в НПА.

Ну и в заключении. Необходимо переходить от реактивной к проактивной политике работы с потенциальными инвесторами. То есть не ждать «милостей от природы», когда кто-то посмотрит «карту индустриализации регионов» и решит инвестировать в Беларусь. А буквально, как сказал премьер, «насаждать» всем заинтересованным агрессивную опережающую политику по поиску и работе с потенциальным инвестором, особенно из Российской Федерации.

К примеру, в России ведется реестр инновационных продуктов, технологий и услуг; на инновационной карте России есть возможность увидеть рейтинги каждого субъекта федерации; свыше 50 инновационных центров из 40 регионов России и стран СНГ объединяет Российская сеть трансфера технологий и т. д. 

Важным инструментом для координации действий предприятий ЕАЭС выступает карта индустриализации. Здесь представлена информация не только о реализуемых проектах, но и о тех, которые необходимы в части импортозамещения. 

Эти, и не только, базы данных доступны всем желающим, но наши предприятия их используют не в полной мере. Убежден – потенциал таких платформ нужно задействовать наиболее полно. 

Тем более что соответствующая нормативная база с российскими регионами сформирована достаточно большая. По состоянию на август 2022 года в государственном реестре Минюста России числится 181 соглашение о сотрудничестве, заключенное администрациями российских регионов с правительством Республики Беларусь, республиканскими ведомствами, областными и городскими исполкомами.

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь