Дети и интернет: что делать, чтобы не сформировалась зависимость? Советы психолога

Дети и интернет: что делать, чтобы не сформировалась зависимость? Советы психолога

Современные дети будто рождаются уже со смартфонами в руках! Во Всемирной паутине осваиваются мгновенно, правда, порой пропадают там в буквальном и переносном смыслах. Раньше ребенок мечтал вырасти и стать космонавтом или продавцом мороженого. Сегодня в детских трендах – быть популярным тиктокером. Что происходит? Надо ли ограничивать доступ в Сеть и что будет, если этого не сделать?


Screenagers – так с недавних пор в США называют подростков. Слово образовано из двух английских слов: screen (экран) и teenager (тинейджер). На самом деле интернет – это уникальная среда. Это пространство настолько притягивает, что подростки иногда ныряют в него с головой и забывают обо всем. Могут даже сами не замечать, сколько времени проводят в интернете. И в какой-то момент персонажи в виртуальной среде становятся авторитетнее, чем родители.

Павел Зыгмантович, психолог: «Авторитет для детей – не интернет, а те люди, которые в этом интернете есть. То же самое было раньше, когда был телевизор, когда были еще раньше книги. Авторитетом является человек, у которого, как ребенку кажется, есть много социального подтверждения. Ребенок, конечно, не понимает, что такое социальное подтверждение, он видит, сколько лайков, сколько просмотров – наверное, это что-то значимое. Плюс, если человек говорит том, что ребенку нравится, как в это не поверить?»

Термин «интернет-зависимость» впервые был использован в 1995 году – сегодня же этот диагноз постоянно на слуху. Согласно исследованиям, каждый из нас проводит во Всемирной паутине почти четыре часа в день. Каждое новое поколение проводит в виртуальном мире все больше и больше времени. Почему же дети привыкают к интернету? Во-первых, соцсети раздражают центры удовольствия – они автоматически радуются лайкам и комментариям. Это заставляет тинейджеров снова и снова заходить в соцсети, чтобы получить внимание. Во-вторых, интернет – это постоянный поток новой информации. При каждом обновлении ленты появляется что-то новое – и это формирует привычку к «пережевыванию виртуальной пищи». И, конечно, интернет помогает убежать от реальности – разнообразие контента помогает забыть о настоящих проблемах.

Павел Зыгмантович, психолог: «Когда человек очень много сидит в интернете – через телефон, смартфон или планшет, – у него так называемая исполнительная система перегружена, потому что она не успевает отдыхать. А пассивная система как бы недогружена, то есть человек не отдыхает. Он слишком много работает какими-то участками и системами мозга, а какими-то – недостаточно».

75% детей до 14 лет пользуются компьютером и выходят в Сеть без присмотра родителей. Каждый второй несовершеннолетний посещает страницы с недетским контентом. А ведь случайное нажатие может направить его на сайт со сценами насилия или шокирующими фотографиями. И если у взрослого от такого контента может просто испортиться настроение, ребенку увиденное грозит настоящей психологической травмой. Поэтому нежелательные ресурсы регулируют на государственном уровне. Указ №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» от 1 февраля 2010 года устанавливает «черный список» сайтов. Туда включают страницы криминального характера. Однако «закрывать интернет» не планируется. Скорее, наоборот, – его направят на пользу.

Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: «Что касается системы государственного правления, нас, законодателей системы образования, на сегодняшний день эти вопросы решаются, и в системе образования вопросы использования гаджетов, интернета и других технологий, они ограничены в рамках лишь тех потребностей, где это крайне необходимо. Будут использоваться, потому что мы понимаем, что без них тоже невозможно. Они должны быть, но в соответствующих количествах».

Психологи рекомендуют родителям самим стать для ребенка проводником в интернете, а не наоборот. Мамам и папам стоит быть немного впереди собственного ребенка в области освоения виртуального мира. Это не просто, но стоит постараться. Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой – это касается и людей, и информации.

Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: «Родители должны понимать ответственность перед своими детьми. Если сегодня у мамы, у папы нет времени заниматься своими детьми и они отдают это на откуп гаджетам, то, конечно, это будет проблема. Я сам являюсь отцом, и вижу, как сегодня мои дети, моя дочка относится к этому, и приходится ограничивать эти процессы, ограничивать доступ к интернету, к социальным сетям, к гаджетам и больше способствовать тому, чтобы ребенок занимался какими-то реальными делами, щупал что-то своими руками, смотрел, знакомился с миром».

Интернет – это фактически отражение общества: полезное и прекрасное здесь перемежается с негативом и криминалом. Но бояться его не стоит. Нужно всего лишь научиться правильно пользоваться интернетом и научить этому своих детей.

Фото: depositphotos.com

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Похлёстова
Операторы:
Сергей Вяль
География:
Беларусь