Побег США из Афганистана, проблема беженцев, взлет Китая. Самые громкие политические события 2021 года

Север, юг, запад, восток. Беларусь, находясь на одном из центральных континентальных перекрестков, никогда не была на обочине мировой геополитики. Находя, конечно, в этом положении собственные преимущества, но есть и обратная сторона медали. Драма, которая разыгралась вдоль колючей польской границы, тому подтверждение. И ситуация эта обнажила двуличие Европы и сорвала маски с отдельных политиков. Рисуя картину мира этого года, конечно, не обойдем стороной гуманитарный кризис. А еще обязательно в ярких красках вспомним позорный побег США из Афганистана, взлет Китая, падение Европы и еще массу событий, которые заставили мир вздрогнуть. 

В японской традиции год до ковида начинали ударами в особый колокол – в Стране восходящего солнца этим якобы отгоняли зло и обеспечивали себе процветание. Год нынешний в США начался ударами в похожем по форме на колокол Капитолии. Причем обе бьющие стороны думали, что тем самым отгоняют зло… И не где-нибудь, а в самом «сердце мировой демократии». В «эпицентре» борьбы за права человека. В итоге – сотни под следствием, есть уже и длительные приговоры. Минимум четверо убиты полицейскими – а приговоров и даже, собственно, уголовных дел против них – нет. И не будет.

Но главное, что «главная страна на Земле» начала год – расколотой. Да и с процветанием с самого начала там не задалось. 50-процентный рост цен на топливо и максимум инфляции за последние 30 лет. На фоне полупаралича политики и растущего разъединения общества – «это не очень хорошие симптомы». Потому-то для оздоровления США администрация и выбрала путь глобальных реанимационных мер. Весь год в ход шли проверенные временем средства: вопрос «что делать» на ходу меняли на «кто виноват». Уже на встрече семерки Байден сформировал планетарную антикитайскую коалицию. Потом еще были провозглашены инициативы Аукус и Квад – с Великобританией, а также Австралией, Японией, Индией. Затем был Саммит за демократию – и все для того, чтобы сплотить вокруг Вашингтона силы для противостояния врагу – Пекину. А на деле, чтобы взбодрить самих США.

И всего за год усилиями американцев мир вернулся на три десятилетия назад – в эпоху холодной войны. Как и тогда, на периферии народы и страны оказались перед насильственным выбором «с кем ты»? Вот только и полюсов силы в еще так недавно однополярном мире официально теперь три, ведь есть еще и Россия. Да и американский, так называемый либеральный, полюс – явно «поплыл». Провал амбициозной миссии национального строительства в Афганистане обернулся национальным позором США и многими тысячами персональных, но понятных представителю любой нации личных трагедий.

Вот и у союзников американцев по НАТО, у Западной Европы, год опять случился високосным. Продолжающийся недолокдаун из-за коронавируса и все яснее растущий раскол евроориентированных и американоцентричных стран вылился в постоянные пикировки на высшем и даже судебном уровнях. ЕС против Польши из-за нарушения Варшавой законов. Прибалтика против ФРГ из-за «Потока-2», что в финале года привело к беспрецедентному росту цены на газ. Англия против Франции из-за беженцев, которых страны, 10 лет назад совместно разрушившие Ливию, теперь совместно же отказываются принимать, обвиняя во всем друг друга. Вот какой оставила после себя Европу главный символ их сытого многолетнего единства – муттер Меркель, канцлер Германии, глава проигравшей выборы и даже не вошедшей в новое правительство умеренно-консервативной партии. И сколько времени понадобится на восстановление статус-кво после ее ухода, теперь не знает никто вообще. И это, пожалуй, единственное единство в нынче не очень Единой Европе.

Хотя нет. Охлаждение повсюду в ЕС отношения к беженцам в эпоху уходящей Меркель привело к тому, что даже явное нарушение прав человека, вроде использования против людей водометов на холоде со стороны Польши, не вызвало со стороны Евросоюза былой горячей правозащитной полемики. Более того, чиновники самых высоких евроуровней поспешили объявить итог самых бесчеловечных действий Варшавы дипломатической победой. А пока сотни людей на восточной границе Европы, под присмотром белорусов, оказывающих им посильный прием, ждут коридора в Германию, сотни тысяч пытаются попасть на континент с юга. Но попадают в ловушку в Ливии. За которую, согласно расследованию американцев, Триполи платит Брюссель.

И вот эта нечеловеческая ситуация с глобальной проблемой в Европе еще раз показывает, что миф о торжестве западных либеральных ценностей в наши дни подвергается жесткому переосмыслению со стороны реальности. И именно с этого года коллективный Запад и их главная страна – США – больше не смогут присваивать себе право поучать других демократии. Да даже и сил сохранять миф о самих себе у Запада отныне будет все меньше.

Китай начал год с демонстративного отказа от односторонних уступок США в переговорах на Аляске. Затем Пекин добился подтверждения Джо Байденом идеи одного китайского государства. Одновременно с этим в КНР жестко и однозначно показали миру, что такое санкции Поднебесной. Как только Литва по приказу из США пошла на обострение антикитайской риторики, заявила о выходе из проекта КНР «17+1» и открытии посольства Тайваня, Пекин сделал ответные шаги. Прекращены транзит через Литву и закупка литовских товаров. Прибалтийский частный бизнес понес урон от непродуманных действий официального Вильнюса. И всем в мире стало ясно: дразнить притаившегося дракона – себе реально и много дороже.

Пространством, где США, НАТО и ЕС еще будут пытаться в открытую противостоять другим полюсам, помимо совсем периферийных территорий вроде Украины, отныне будут когнитивная сфера и область самых высоких технологий и кибербезопасности. Об этом впервые на самом высоком уровне заговорили как раз в этом году. Виртуальный мир как поле реальных боев. И сознание простых людей как мишень для атаки специальных сил целых государств. Социальные сети как медийное супероружие – все это стало будущим, которое наступило.

Вот только этот год показал еще, что и в виртуальной реальности вполне реально возникновение сил, которые будут играть даже с самыми большими странами мира на равных. А проект Цукерберга и вовсе готовится переписать законы и правила всей геополитики. И этот тренд, наравне с отказом США от однополярной модели, наравне с отходом ЕС от умеренного правоцентризма и либерального мифа и вместе с явным трендом на усиление Китая, можно назвать главными в этом году. И исходя из этого, год следующий уже прямо сейчас можно назвать непростым. По крайней мере, такими видятся из наших дней его контуры… Глебу Лаврову в итоговых «Контурах» года на ОНТ.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Глеб Лавров