​Белорусы уже привыкли к тому, что иностранцы нахваливают чистоту и качество наших дорог. Спору нет, дороги отличные. Особенно трассы республиканского значения. Но вот улицы… Влада Карницкая разбиралась в причинах частых и долгих ямочных ремонтов.

Белорусы уже привыкли к тому, что иностранцы нахваливают чистоту и качество наших дорог. Спору нет, дороги отличные. Особенно трассы республиканского значения. Но вот улицы… Влада Карницкая разбиралась в причинах частых и долгих ямочных ремонтов.

Разрешённая скорость – 60 километров в час. Но на одном из главных проспектов Минска колесо мотоцикла попадает в ямку. Удержать 220-килограммовый мотоцикл в таком случае весьма нелегко, особенно девушке, уверяет байкер Любовь Тищенко. Ямы на дороге – ещё не самая большая проблема.

Любовь Тищенко, байкер: «Каждая волна в колее с автобусами – это наклон мотоцикла вправо, влево. Тебя откидывает в другую сторону».

Байкеры шутят, что именно они самые требовательные эксперты городских и загородных дорог. Общая республиканская сеть составляет более 86 тысяч километров, в том числе республиканских, по которым идёт основной грузо- и пассажиропоток, около пятнадцати с половиной тысяч. И если автострады привычно удивляют гостей хорошим качеством, то городские улицы каждый год вызывают нарекания.

Этот звук должен ласкать слух не только рабочих-дорожников, но и водителей. Ведь качественный ремонт заканчивается обретением хорошей дороги. Сейчас здесь режут асфальт. На проспекте Независимости (на выезде из Минска) появилось несколько выбоин. Рабочие приступили к первому этапу: убирают часть старого покрытия, делают так называемую карту.

Василий Свирков, мастер по текущему ремонту дорожных покрытий предприятия «Горремавтодор» Мингорисполкома: «Как мы устранили, мы проводим прогрунтовку, очищаем покрытие от пыли и грязи. После всего этого мы приступаем к укладке асфальтобетонной смеси. После того, как мы разложили асфальтобетонную смесь, разровняли её, мы приступаем к уплотнению данной смеси».

Проехать по обновлённому полотну можно уже через 30 минут – покрытие застывает быстро. А за эти полчаса дорожники успевают отремонтировать до 10 квадратных метров дороги. Уверяют, что если соблюдать технологию, латка прослужит минимум 15 лет. Правда, «латать» можно только в сухую погоду, на сухом асфальте и при температуре выше 10 градусов. Каждое из трёх условий является обязательным. Дождливое лето работу нашим дорожникам очень усложняет. Качественный асфальтобетон обходится примерно в 90-100 долларов за тонну. Этого хватает, чтобы покрыть четырёхсантиметровым слоем примерно десять квадратных метров полотна. Есть полимерные компоненты, улучшающие свойства асфальта. Как правило, импортные.

Наши учёные, понимая проблемы дорожников, ещё несколько лет назад разработали специальную смесь. Она холодная, её проще укладывать. Прост и рецепт: щебень, битум и химическая добавка из рапса. Самое главное, что использовать смесь можно круглогодично. Это особенно актуально для нашей капризной погоды. Для этого нужен только асфальтоукладчик.

Ольга Лукша, заместитель заведующего лабораторией Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси: «В процессе укладки и при открытии движения происходит полимеризация добавки в битуме и упрочнение битума».

Все, кто ценит подвеску и нервы, благодарны новации. Но опробовать её пока могут только в Гомельской и Могилёвской областях. Новенькой залатанная дорога выглядит, если при ремонте полностью соблюдается технология. На практике выбоины остаются, но просто меньше, чем были.

А это уже улица Социалистическая в Минске. Степан Трофимович для встречи её выбрал не случайно. Здесь каждую минуту проезжает большегруз – рядом два предприятия. Эксперт, а у Степана Трофимовича большой опыт работы в дорожных организациях, говорит, что изнашивается она слишком быстро. Хотя асфальт здесь положили всего пять лет назад.

А ведь все нюансы (например, повышенную нагрузку) дорожники должны учитывать ещё при строительстве. Особенно на этапе асфальтирования. К слову, укладка дороги похожа на пирог. Смесь распределяется на каменный или железобетонный скелет. Она утаптывается – дорога готова. Каждый километр такого многослойного пирога в Беларуси обходится примерно в три миллиона долларов. Для сравнения: в Германии – в девять.

Если все работы выполнены профессионально, смесь качественная и по пути следования на стройку ничего из компонентов не пропало, то дорога исправно служит десятками лет. Но на Социалистической вырезать и перекладывать асфальт (местами) нужно уже сегодня.

Степан Трофимович, инженер-строитель: «Получается, что у нас цикл бесконечный. Вроде бы положили карту, на следующий год карта осталась, а возле неё асфальт разрушился, потому что мы всё-таки его нарушили, отпилили, вырубили и произвели какие-то работы».

Ямочный ремонт прочно вошёл в будни белорусских дорожников. Только в Минске за этот год обновлено более 60 тысяч квадратных метров дороги. Ремонт одного квадратного метра стоит 35 рублей. Это намного дешевле, чем переложить всё полотно, но если учитывать непрерывность процесса, то набегает немалая сумма.

Денис Глинский, директор предприятия «Горремавтодор» Мингорисполкома: «Ямочный ремонт практикуется во всем мире. И если есть две-три ямки на дороге, то я не думаю, что есть смысл перекладывать всю дорогу. Если уже, как говорят в народе, дорога убитая, негде проехать, то мы перекладываем».

Ещё одна проблема, волнующая водителей. Знак объезда из-за дорожных работ в нашей стране можно увидеть круглосуточно. Хотя во всем мире ремонт городских покрытий делают в основном ночью. 

Улица Куйбышева. В таком виде она уже несколько месяцев. И неудобства доставляет не только автомобилистам, но и пешеходам. Чтобы элементарно попасть на остановку автобуса, людям приходится идти прямо по стройке. А рабочие здесь трудиться явно не спешат.

Большой бум ремонта дорог в Беларуси начался ещё в 2007 году. Продлился он пять лет. Тогда львиную долю магистралей в Минске сделали. Но уже сегодня (спустя ещё пять лет) залатанные главные улицы столицы – это реальность. Например, на проспекте Независимости (на участке от станции метро «Парк Челюскинцев» до станции  «Академия наук»).

В официальных рейтингах стран с лучшими магистралями в мире (наряду с Германией, Китаем, Финляндией и США) нашей страны пока нет. И про дороги самокритичные белорусы говорят, что они у нас, как дожди, есть местами.

На восемь по десятибалльной шкале белорусские магистрали оценивает и Любовь Тищенко. Но девушка уверена, что у страны всё же есть шанс войти в десятку лидеров в рейтинге по качеству дорог. Пока же наша страна находится на 68 месте среди 148 стран мира. Хотя заметно опережает своих партнёров по Евразийскому экономическому союзу, а также Латвию, Литву, Польшу и Украину. Но строительство дорог даже в эти минуты продолжается по всей стране. Вскоре не только областные центры, но и города поменьше будут связаны между собой четырёхполосными магистралями первой категории. И всё это в экономически сложные времена. Так в годы Великой депрессии строила дороги Америка. По ним она, можно сказать, и выехала из кризиса. 

Подробности –  в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram