Что происходит с финансами в Украине? Пожалуй, кредитную историю наших южных соседей трудно назвать безупречной.
За последние полтора года страна прошла путь от привычной для неё политической нестабильности – через военные действия – к пониманию того, что вернуться к прежним показателям экономика сможет только лет через 20. И то лишь в том случае, если падение вдруг сменится умеренным ростом в 4%.
В такой ситуации власти изыскивают любую возможность, чтобы избавить бюджет от излишней нагрузки. Ну, в частности. В четверг Рада рассмотрела законопроект, который облегчает процедуру взыскания средств с неплатёжеспособных банков. Тут и быстрое введение внешнего управления, и возможность распродажи активов, и много чего ещё. Все эти меры вынужденные. Дело в том, что украинская система гарантирования банковских вкладов, по крайней мере, в тех условиях, в которых она функционирует сейчас, не способна что-либо гарантировать. Судите сами: за прошлый и текущий год в Украине признан неплатёжеспособным 51 банк.
И снова майданы, митинги, акции протеста, забастовки и даже голодовки, чтобы достучатся до верхних эшелонов власти. Оснований для народного недовольства в Украине достаточно. Затянувшийся военный конфликт на востоке страны, рост цен и коммунальных тарифов, банкротство банков, закрывающиеся предприятия, а главное, отсутствие ответа – чего ждать завтра?
Владимир Шебеко, участник акции протеста (г. Киев): «То, что осталось ещё немножко, его разваливают, уничтожают. Кто-то специально нашу страну уничтожает…»
Намерения украинских политиков уже в этом году распродать частным инвесторам более 90% объектов госимущества многие восприняли в штыки. Но курс на масштабную приватизацию накануне поддержал президент Пётр Порошенко. Вследствие падения экономики украинскому бюджету катастрофически не хватает денег. За год промышленное производство упало более чем на 20%. К примеру, фактически остановлен завод-гигант «Южный машиностроительный» в Днепропетровске – заказов на ракетно-космическую продукцию сейчас от России нет, потому что от сотрудничества с Москвой в оборонной сфере Киев отказался. А от Украины перед предприятием только многомиллионные долги. В конце мая трудовой коллектив флагмана украинской высокотехнологичной промышленности обратился с отрытым письмом к президенту, Верховной раде, правительству и губернатору Днепропетровской области с просьбой дать заводу обещанный ещё осенью 2014 года оборонный госзаказ. Но пока завод ничего не получил.
Задолженности по зарплате также перед шахтёрами и металлургами. Украинские власти посчитали, что, пустив более 300 госпредприятий «с молотка», решат финансовые проблемы.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества: «Это безумные слова о том, что всё надо приватизировать. Наоборот, речь идёт о том, чтобы дать хороший менеджмент этим предприятиям, чтобы они приносили прибыль. Вот о чём должна идти речь. Потому что это огромные инфраструктурные предприятия, к слову, ликвидные – атомные станции, трубопроводы».
Но, видимо, действовать решено без оглядки на то, что будет завтра. Государственный долг Украины достиг уже 70 миллиардов долларов. Снизить такой уровень долговой нагрузки страна не в состоянии даже с помощью кредитов от Международного валютного фонда и других финансовых доноров, заявляют эксперты. Сейчас Киев ведёт переговоры о реструктуризации своих долгов – по сути, просит не просто оттянуть время по выплате, а списать до 40% средств, взятых взаймы. Но на такие уступки кредиторы пока не идут. С 2013 года на Украине висит долг и перед Россией – 3 миллиарда долларов. С российским правительством тоже не удалось договориться «подождать». В министерстве финансов пообещали, что частично рассчитаются с Москвой. Но переговоры о списании других долгов будут продолжены.
Михаил Павлив, директор Фонда гуманитарных стратегий: «То, что нам сейчас пытаются преподнести как стройную позицию Украину по этому вопросу, это просто паника нашего правительства, которое понимает, что с этими обязательствами нужно будет что-то делать».
О возможном дефолте страны теперь говорят не только эксперты, но и министр финансов Украины Наталья Яресько. А на вопрос, когда, наконец, будут «разморожены» зарплаты бюджетникам и пенсии, главный финансист лишь повторяет, как мантру:
Наталья Яресько, министр финансов Украины: «Пока что мы денег на это не нашли. Я ресурс не нашла».
Один на один со своими проблемами остались и те, кто доверил деньги банковской системе Украины. 51 банк признан неплатёжеспособным, находится под контролем временных администраций либо уже – в процессе ликвидации. Ещё 37 банков оцениваются как «ненадёжные». При этом вкладчикам вернуть даже свои валютные сбережения можно только в гривне, которая за год обесценилась более чем на 300%. Отток депозитов из банковской системы продолжается. В правительстве нашли сомнительное утешение, заявив, что экономика Украины уже достигла «дна» и впереди только подъём. Но возможностей для выхода из «экономического пике» этим правительством не созданы, – так считают эксперты.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества: «Сегодня мы на уровне максимум 45% от уровня 1989 года. Мы – самая быстропадающая экономика на европейском пространстве, уже не только на европейском. Мы держимся только за счёт теневой экономики. Это реальная, формальная, человеческая экономика, когда люди ради своего выживания между собой вступают в отношения экономических агентов. Только за счёт этого система работает. Поэтому никакого дна не достигнуто. Падение будет продолжаться».
Ситуация осложняется военными событиями на востоке Украины. Внешние инвесторы не горят желанием вкладывать деньги в то, что может быть разрушено войной. К примеру, венгерский бюджетный, так называемый лоу-кост, авиаперевозчик «Виззэйр», который в этом году громко ушёл с украинского рынка, заявил, что вернётся в страну, только когда завершатся военные действия. Но, судя по последним сводкам с линии фронта, до «мирного неба» в Украине ещё далеко.
Подписывайтесь на нас в Telegram