Перспективы проекта «Один пояс, один путь» обсудили участники саммита в Бишкеке

В этот раз лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества встретились в столице Кыргызстана. Бишкек, кстати, своим географичским положением обязан Великому шелковому пути. Одна из его ветвей проходила через Чуйскую долину. Другая дорога вела через горный Тянь-Шань. И сегодня, спустя века, на этом же перекрестке главы государств обсуждали перспективы нового Шелкового пути. Одним из центральных звеньев проекта «Один пояс, один путь» стала Беларусь. Наша страна занимает стратегическое положение в Евразии между Востоком и Западом. К тому же Минск и Пекин наладили тесные политические контакты. Есть даже официальная метафора: мы стали «железными братьями». Опять же, помните – Александр Лукашенко и Си Цзиньпин обращаются друг к другу не иначе как друг и брат.

В этот раз лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества встретились в столице Кыргызстана. Бишкек, кстати, своим географичским положением обязан Великому шелковому пути. Одна из его ветвей проходила через Чуйскую долину. Другая дорога вела через горный Тянь-Шань. И сегодня, спустя века, на этом же перекрестке главы государств обсуждали перспективы нового Шелкового пути. Одним из центральных звеньев проекта «Один пояс, один путь» стала Беларусь. Наша страна занимает стратегическое положение в Евразии между Востоком и Западом. К тому же Минск и Пекин наладили тесные политические контакты. Есть даже официальная метафора: мы стали «железными братьями». Опять же, помните – Александр Лукашенко и Си Цзиньпин обращаются друг к другу не иначе как друг и брат.

От идеи до экономического проекта. К китайской инициативе «Пояс и путь» присоединились уже 150 стран, один из главных партнеров – Беларусь. Наша страна стала одной из первых выстраивать экономической коридор между Востоком и Западом и поддержала идею по созданию транснациональных торговых маршрутов из Пекина. И результаты такого сотрудничества не заставили себя долго ждать.

Суть идеи «Пояс и путь», ставшей по-настоящему глобальной, довольно проста. Достаточно вспомнить школьные уроки истории. Много веков назад торговцы пересекали моря и пустыни, чтобы поддерживать связи между Востоком и Западом. Это был Великий Шелковый путь, который сегодня просто получил второе дыхание. Только саму платформу сотрудничества сделали ещё шире. Пригласили в проект всех, кто заинтересован.

Кирилл Рудый, Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в Китайской Народной Республике: «Мы являемся такой страной показательной для других стран, что проект не ограничивается только кредитным сотрудничеством. Это и инвестиционное сотрудничество достаточно широкое. И вот пример парка «Великий Камень» как раз показывает: у нас с 2016 по 2018 год, прямых инвестиций примерно на сумму 404 миллиона долларов поступило из Китая».

В Китае сразу расставили акценты: Беларусь обладает уникальными преимуществами. Географическое положение, социально-политическая стабильность, хорошие дороги, ж\д и авиасообщение. Что ещё нужно для того, чтобы международный коридор развивался? Отсюда инвестиции в экономику – сегодня наша страна одна из немногих, кто получает наибольшую выгоду от такого партнерства. Начинали, правда, с небольших проектов, но за последние годы только количество контейнеров, которые проходят из Китая через Беларусь в Европу, увеличилось более чем в 30 раз. К тому же, 43 предприятия получили прописку в белорусско-китайском индустриальном парке «Великий камень».

Проект «Один пояс, один путь» охватывает территорию, на которой проживают, только вдумайтесь, 63% населения планеты. Общий объём импорта и экспорта товаров между Китаем и странами-участниками приближается к полутора триллионам долларов в год. Растет и доля прямых инвестиций в Беларусь – для нас это самый важный показатель. Кроме этого, у Минска наивысший статус сотрудничества с Пекином, такой имеют всего несколько стран».

В прошлом году Китайская республика вложила в страны «Пояса и пути» 90 миллиардов долларов, а в ближайшее время обещает ещё триллион. И география партнеров продолжает расти. Подкупает, в том числе, и то, что в проекте нет «главных». Китай не претендует на дополнительные полномочия, а просто дает всем равные условия для развития. А дальше страны уже сами делают выбор – выгодно им это или нет. Беларусь, к примеру, определилась сразу.

Ма Джун, директор Бюро международного сотрудничества при Госсовете Китайской Народной Республики: «Мы с первого дня поняли, что белорусам можно доверять. А все потому, что там очень хорошее образование: отсюда и столько высококлассных специалистов во всех сферах. Мы четко понимаем друг друга, и это идет нам на пользу».

Начавшись как проект по созданию транспортных сетей, «Шелковый путь» постепенно преобразовался в стратегический союз. Где торговля и перевозки – вовсе не главное. Евразийскому партнерству есть, к чему стремиться – это промышленное сотрудничество, создание инновационных проектов, единое энергетическое пространство и не только. К примеру, между Беларусью и Китаем уже действует безвизовый режим. Граждане обоих государств могут свободно находиться в странах до 30 дней. Удобно как для туристов, так и для бизнеса. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Максим Вечерков
География:
Кыргызстан