Протест белорусских перевозчиков: разрешения на проезд с декабря начали распределять по новой формуле. Как исправить ситуацию?

Протест белорусских перевозчиков: разрешения на проезд с декабря начали распределять по новой формуле. Как исправить ситуацию?

Дальнобойщикам есть, с чем сравнить Беларусь. Правда, на одних впечатлениях далеко не уедешь. Рынок грузоперевозок «лихорадит». Причём с декабря, когда распределять разрешения на проезд (в Польше называют их «дозволами») начали по новой формуле. И это практически парализовало работу многих мелких и малых перевозчиков. Был момент, когда казалось, ситуация вот-вот разрешится, но нет. Похоже, даже выходит на новый виток – там ещё и российские разрешения повысили градус. На этот раз те, кто считает, что пострадал от новой системы распределения, собрались, не на трассе М1 под Брестом – сняли помещение в Минске. Говорят, Минтранс их всё равно не слышит, поэтому пригласили все СМИ, до которых смогли достучаться. Первая мысль, которую хотят донести малые перевозчики – что не такие уж они и «малыши». Ведь на деле «микроперевозчик» – это до пяти грузовых машин, а это уже капитал в полмиллиона евро, а малые – до 30. Соответственно – несколько миллионов.

Наталья Кисель, руководитель транспортной компании: «По итогам решения 2019 года на начало 2020-го 33% перевозчиков лишились возможности осуществлять свои многолетние контракты, которые нарабатывали огромный период времени. Более 50% микроперевозчиков и малых перевозчиков получили катастрофически маленькое количество разрешений, которое не позволило эффективно осуществлять свою экономическую деятельность в 1-м квартале 2020 года». 

С начала года по новой формуле начали выдавать польские «дозволы» и разрешения третьей категории от России, которые позволяют доставлять туда грузы из Словакии, Прибалтики, Молдовы и Украины. Эти разрешения всегда были востребованы более мелкими перевозчиками. А вот дальше – в Европу с разрешениями первой и второй категории больше ездили крупные компании. 

Денис Шкель, руководитель транспортной компании: «Были приняты за основу количество использованных разрешений и объём выручки. Так как моя компания работала в 2019 году по разрешениям ЕКМТ, то и эти перевозки были реально осуществлены, но их никто не учёл, и в итоге моя компания получила всего лишь пять разрешений Республики Польша. Потребность – около 40 разрешений в месяц». 

Разрешения (что польские, что российские) – ресурс ограниченный. Насколько именно, решается на переговорах заинтересованных министерств и ведомств двух стран. Новая формула обсуждалась около двух лет. Три варианта даже выносились на всеобщее голосование грузоперевозчиков. Понятно, что малые были за одно, крупные – за другое. В итоге остановились на чём-то среднем. В основу новой формулы легли количество использованных разрешений за прошлый период и выручка. А в этом отношении крупные игроки закономерно лидируют. Мотивация – тот, кто работает более эффективно, должен быть обеспечен в первую очередь. 

Сергей Дубина, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси: «Прошлый год мы работали с плюсом по показателю экспорта транспортных услуг. Более того, после распределения польских разрешений мы увеличили на 0.7% экспорт автотранспортных услуг за декабрь по отношению к ноябрю. Положительная динамика имеется. Но с точки зрения перевозчиков, как эта формула может повлиять на их бизнес, здесь уже самим перевозчикам надо было тоже оценивать результаты своей деятельности через призму этой формулы».

Теперь говорят, вначале оценить просто не могли – не понимали, как это работает. А когда увидели – получилось, как в известной сказке: детка за репку, внучка за жучку. Некоторые большие, в виду большей выручки, получили разрешений сверх потребности. При общем дефиците это породило «чёрный рынок». Цена разрешения там в «горячем» декабре доходила до 500 долларов. Но если у тебя выгодный контракт, наработанный годами, а сроки горят, то задумываешься – а может, столько и стоит? Хотя, если по закону – всего 26 рублей. Или, по такому случаю, даже отдать своё авто в аренду. Малые возражают, но, если ты воспользовался такой арендой, сработал на выручку конкурента по распределению, а значит, в будущем, уменьшил свою квоту, а дальше – проиграл на длинной дистанции. Потом – ушёл с рынка.

Олег Мазур, руководитель транспортной компании: «Я подожду распределения разрешений на второй квартал – месяц остался работать. Если ситуация не изменится в более прогнозируемую адекватную сторону, чтобы я понимал, как это будет дальше, выход один – российская компания или компания в европейской стороне. Я буду работать те же рейсы, тех же клиентов, зарабатывать ту же выручку с теми же водителями, но это будет не здесь. А я хочу работать на своей родине».

Сейчас Минтранс пытается ситуацию поправить. Порог выручки, в соответствии с которым выдают разрешение, уменьшили до 10% в среднем по отрасли. Кроме того, на сайте размещён проект постановления, он вносит некоторые изменения в действующую систему. Но, по мнению малых и микроперевозчиков, в корне это проблему не решает, а только усложняет процедуру.

Денис Шкель, руководитель транспортной компании: «Сокращение с существующих сегодня 90 дней до 60 не позволяет максимально быстро использовать разрешения. Обязательный возврат в течение 30 дней будет стимулировать перевозчика не складировать разрешения в полку, а даст возможность пользоваться конкретному перевозчику этим разрешением здесь и сейчас, которому оно нужно именно сейчас».

В конце марта - начале апреля запланирован очередной раунд переговоров с польской стороной об увеличении количества именно «дозволов». Насколько эта цифра будет существенной и позволит ли она снизить напряжённость в отрасли грузоперевозок? Как заявил министр транспорта в интервью программе «Контуры», белорусская сторона надеется получить ответ на эти вопросы. 

Проект постановления с изменениями в действующую систему будут обсуждать до 10 марта. И перевозчики могут отправлять в Минтранс свои замечания и предложения. Но те, кто считает себя заложниками ситуации, настаивают на очередном очном обсуждении, опасаясь, что их через интернет могут не расслышать.

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Константин Степанец
Операторы:
Николай Певец