Главная тема переговоров – что будет со стоимостью российских энергоресурсов.
Поставлять в Беларусь газ решено по прежней цене – 127 долларов за тысячу кубометров. Такая договорённость будет действовать весь год. А вот с нефтью сложнее. Москва заявила, что не может влиять на ценообразование, мол, всё определяет рынок. В то же время российское правительство готово поспособствовать достижению коммерческих договоренностей. Так что итог вроде и есть, а вроде и нет. Впрочем, не спешите с выводами. Президент за несколько часов до отлёта в Сочи чётко обозначил позицию: надо быть наготове – жить и работать в любых условиях. И это именно позиция, а не какое-то там предчувствие.
Так что Минск, похоже, всё ближе к закупке нефти из альтернативных источников. Не зря же правительство подготовило столько расчётов.
Валентин Старичёнок, аналитик Белорусского института стратегических исследований: «Сложность переговорного процесса определяется тем, что впервые на постсоветском пространстве Беларусь и Россия пытаются договориться о создании единого энергетического рынка и делают конкретные шаги в этом направлении. Быть первыми всегда сложно. Беларусь должна развивать конструктивные отношения со своим восточным соседом. При этом, конечно, понимать, что не все может получиться. И в этой связи может искать другие варианты, например, альтернативные источники энергии».
Эксперты сходятся во мнении, что здоровый прагматизм становится доминирующим в отношениях Минска и Москвы. Ну, а переговоры, как ни крути, – работа кропотливая и отчасти рутина.
Подписывайтесь на нас в Telegram