Переговоры с МВФ – исключительно в интересах белорусов. Президент обозначил государственную позицию в отношениях с зарубежными кредиторами

248
Переговоры с МВФ – исключительно в интересах белорусов. Президент обозначил государственную позицию в отношениях с зарубежными кредиторами

При обсуждении новой кредитной программы с Международным валютным фондом необходимо, безусловно, учитывать интересы белорусского народа. Об этом на совещании заявил Президент. Миссия Фонда завершила работу в Беларуси и вновь рекомендует непопулярные реформы, которые буквально противоречат государственной политике.

Международный валютный фонд объединяет 188 стран ради глобальной цели – экономического развития всех регионов планеты. Впрочем, концепция сегодня меняется – вместо роста экономик необходимостью противодействовать кризису. Речь о сохранении того, что есть. О важности объединения усилий на днях говорила Кристин Лагард. Глава Фонда вскоре должна представить анализ развития глобальной экономики, и прогноз пока неутешительный.

Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда: «Я хочу привести высказывание легендарного баскетболиста Майкла Джордана: талант может выиграть игру, но командная сплочённость и интеллект выигрывают чемпионат. Давайте выиграем чемпионат по экономическому росту, благодаря взаимодействию и сотрудничеству».

Именно на командное взаимодействие с Международным валютным фондом рассчитывает и Беларусь. Тем более у сторон уже есть успешная история. Шесть лет назад Минск реализовал кредитную программу на 3,5 млрд долларов, которые смягчили последствия кризиса. При этом страна чётко и в срок выплатила долг.

Готовность продолжить сотрудничество Александр Лукашенко подтвердил в прошлом году на встрече с Кристин Лагард в Нью-Йорке. Сейчас обсуждается возможность привлечения нового кредита – 3 млрд долларов на 10 лет предположительно под 2,3%. Миссия фонда 1 октября завершила работу в Минске. При этом с любой страной у МВФ – стандартная форма взаимодействия, как и требования при получении финансирования. Как результат: многие условия идут вразрез с социально ориентированной политикой белорусского государства. Поэтому, подчеркнул Александр Лукашенко, сотрудничество не должно привести к ухудшению положения граждан.

Резкое повышение тарифов ЖКХ при «заморозке» зарплат – такой «шоковый» сценарий реформ Беларусь не устраивает. Правительство готово снижать датирование жилищно-коммунальных услуг, но делает это постепенно. Белорусы уже возмещают больше половины их стоимости. Планка повышения тарифов на 5 долларов в год актуальна по-прежнему.

Александр Синкевич, директор аналитического центра «Экономический полис»: «У нас есть ресурсы, возможности для того, чтобы управлять ЖКХ и объёмом выплат населения в прежнем ключе. Реформируя одновременно саму систему ЖКХ. А увеличение стоимости не даст того эффекта, на который рассчитывают в МВФ. Здесь должен быть комплексный подход».

За шаблонность и выработку рекомендаций без учёта региональной специфики МВФ часто и заслуженно критикуют. Есть немало примеров, когда слепое следование антикризисным мерам валютного фонда приводило лишь к обострению проблем. В 80-е мексиканскую экономику пошатнуло резкое падение цен на нефть. МВФ выдало кредиты в обмен на традиционные требования: сокращение госрасходов, отмену поддержки агросектора и масштабную приватизацию. Такое «оздоровление» привело к лавинообразному росту безработицы, потере экономической устойчивости, обострению социальной напряжённости. Достаточно сказать, что Мексика, где впервые была одомашнена кукуруза, стала её импортировать – из США. В Югославии требование МВФ прекратить политику экономического выравнивания регионов привело к росту сепаратизма и гражданской войне.

Отсюда понятно требование Президента – предельно осторожно подходить к реформам, особенно в такой деликатной сфере как приватизация.

Завтра делегация во главе с председателем Национального банка отбывает в Вашингтон для встречи с представителями МВФ. При этом переговорная позиция будет скорректирована с учётом сегодняшнего совещания, как и письмо с программой макроэкономических действий Беларуси.

Критика Президента, пусть и острая, касается, можно сказать, тактических рекомендаций фонда, их безусловности и радикальности. Что же, по сути, Александр Лукашенко неоднократно подчёркивал – советы МВФ аллергии у него не вызывают. Понятно, что и приватизация необходима (но процесс этот постепенный), и пенсионный возраст Беларусь повысила, не вызывая обострения в обществе, и рост зарплат в стране привязан к производительности труда. Продолжая медицинскую терминологию, можно сказать, что Беларусь не против оздоровления экономики, дискуссию вызывают интенсивность курса терапии и дозировка препаратов.

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Февральский 78-й Указ Президента – в нём прописан весь инструментарий по формированию реформ. Возьмём другой проект, который уже реализуется, – проект с Евразийским фондом стабилизации и развития. Двухмиллиардный проект, мы получили несколько траншей. В ближайшее время получим очередной. Мы за реформы, мы за повышение эффективности, чтобы наши предприятия работали, люди получали достойную зарплату».

Ещё один ключевой тезис Президента: даже успех в переговорах с МВФ не исключает поиска внутренних резервов экономического роста. Правительство должно усилить работу по привлечению инвестиций, более эффективно распределять внутренние ресурсы, расширять рынки сбыта. То есть, по словам Главы государства, нельзя закрывать брешь в бездеятельности внешними долгами.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram