Партнёрский перекрёсток

21-22 мая в Риге собралось всё высшее руководство Евросоюза, а также представители шести государств, в ЕС не входящих. Именно на эти страны – Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину – ориентирована программа «Восточное партнёрство».

21-22 мая центр европейской политической жизни находился в Риге. Там собралось всё высшее руководство Евросоюза, а также представители шести государств, в ЕС не входящих. Именно на эти страны – Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину – ориентирована программа, которая называется «Восточное партнёрство».

В объединённой Европе заявляют, что цель этой инициативы – углубление сотрудничества ради взаимного благополучия. Средств достижения благополучия несколько: политическая ассоциация (важно заметить, что речь не идёт о членстве в ЕС), экономическая интеграция (ЕС финансирует многомиллионные проекты в странах партнёрства) и визовая либерализация (вплоть до безвизового режима, как в случае с Молдовой).

На первый взгляд, всё очень неплохо. Но если проект политизировать, то возникает серьёзный риск усложнить его реализацию. Собственно, так с «Восточным партнёрством» и происходит. В частности, в Риге возник спор по итоговой декларации, куда предлагалось включить слова о российской «аннексии Крыма». Армения и Беларусь высказалась против.

В Национальной библиотеке Латвии заседают политики, а у стен этого причудливого здания свои плакаты развернули митингующие. На бумаге фразы – человек рождён без виз, а в воздухе – требования снять визовый барьер для стран «Восточного партнёрства».

Претензии людей с лозунгами к европолитикам разделил и президент Украины, который остановил свой кортеж, чтобы пожать руки активистам. Через минуту он уже в окружении фото- и видеокамер, через полчаса – на лентах новостей.

Пётр Порошенко с присущей ему коммерческой хваткой использует любую пиар- возможность, чтобы тема Украины не сходила с повестки дня, даже несмотря на то, что организаторы рижского саммита заявляли – в первую очередь пора подвести итоги шестилетней работы «Восточного партнёрства».

Идею создания этого объединения приписывают Радославу Сикорскому, в то время министру иностранных дел Польши: с одной стороны, Европейский союз, с другой – шесть стран постсоветского пространства – Украина, Грузия, Молдова, Азербайджан, Армения и Беларусь. Цель – сотрудничество по всем направлениям.

Впрочем, не успели страны тогда, в 2009 году, поставить свои подписи под участием, как новичков обложили претензиями: и с демократией у вас беда, и с правами человека – пропасть.

Мирослав Митрофанов, политолог (Латвия): «Странам даже не предлагается вступление в ЕС, а требования предъявляются очень жёсткие, не адекватные в отношении политических прав, прав человека, свободы слова».

Например, в странах Балтии права человека соблюдаются не полностью. Но нет никакой критики со стороны евроструктур по поводу нарушения прав русскоязычных, неграждан и т.д. Международная конвенция по защите прав нацменьшинств в Латвии и Эстонии не работает. А ведь считается, что эти страны – члены элитарного клуба и должны служить примером остальным. Это не справедливо, ведь если взять индексы экономического развития с точки зрения реализации человека, то в мире по многим позициям Беларусь стоит гораздо выше, чем иные европейские страны. По образованию, доступности медицины, также в области социальных стандартов – социальной помощи, различия в доходах различных категорий населения и пр.

Столкнувшись с типичной для себя риторикой, многие участники, в том числе и официальный Минск, долгое время не проявляли активного интереса к «Восточному партнёрству». Но случился украинский кризис, когда страну, по сути, вовлекли в необходимость жёсткого выбора – ассоциация с Евросоюзом или укрепление связей с Россией, а дальше известные последствия – раскол общества, революция, военные действия на Донбассе, изменение статуса Крыма. Всё это заставило европолитиков поумерить критику и по-новому взглянуть на роль и значение стабильных государств в центре Европы.

Виталий Гаврилов, президент Конфедерации работодателей Латвии: «Технически работа с “Восточным партнёрством” была выстроена неправильно, некачественно. Взяли все шесть стран под одну гребенку! А ведь у каждой есть своя политическая и экономическая структура, свои амбиции. Если политические амбиции сильно доминируют над экономическими, то наступает коллапс. Главная политика – это экономика. Когда люди довольны, они не идут на улицы бросать камни в окна и жечь машины. Беларусь – это стабильность. Прогнозируемость, правила игры, которые не меняются часто. Конечно, везде есть свои нюансы, но тем не менее это то, что наши бизнесмены оценивают и говорят: да, где политическая нестабильность сильно бьёт, мы много денег теряем».

Владимир Макей (Беларусь на саммите представил министр иностранных дел) не скрывает: интерес со стороны европейских партнёров вырос значительно. И в живом общении, и в заявлениях крупных политиков.

Приведём выдержку из свежего интервью председателя Европейского совета Дональда Туска (вопрос об отношениях Беларуси и ЕС): «Лично мой взгляд изменился. И мои контакты с Президентом Лукашенко, и отношения между нашими странами были очень сложными по многим причинам. Лично для меня приятным сюрпризом стал наш первый разговор с Президентом Лукашенко сразу после аннексии Крыма. Я увидел, что Беларусь по-настоящему независима и нейтральна в этом очень важном вопросе, как для ЕС, так и для самой Беларуси».

«Аннексия Крыма» – именно эта европейская формулировка, которая прямо обвиняет Москву в известных событиях, в итоговой декларации рижского саммита стала предметом жарких дискуссий. Беларусь и Армения высказались против такого подхода. Фразу об аннексии всё же оставили, но в качестве компромисса отдельным пунктом прописали в тексте позицию Минска и Еревана. Владимир Макей объяснил такой подход даже не союзническими обязательствами.

Вообще Беларусь всё чаще стала звучать в европейском контексте не под критическим углом. У всех на устах минские соглашения по Украине, а следом – договорённость уже в июне провести в Беларуси неформальную встречу министров иностранных дел. Европа приветствует вступление Минска в Болонский процесс, то есть сближение по линии образования, намекает на перспективы для бизнеса.

И тем не менее пессимистов у проекта «Восточное партнёрство» становится всё больше. Следующий саммит пройдёт в 2017 году, к тому времени ему исполнится 8 лет. За это время лишь Молдове удалось решить для себя визовую проблему, остальным участникам, в том числе Украине и Грузии, пока достаются лишь обещания.

Потому вопрос – принесёт ли «Восточное партнёрство» реальные выгоды странам-участницам – остаётся открытым. Скептики утверждают, что вряд ли. И цитируют министра иностранных дел Беларуси, который напоминает, что в 2009 году, когда стороны дали старт этой инициативе, сообща договорились о главной цели – укрепить безопасность и стабильность в регионе. А сегодня следует признать, что цель эта более далека от достижения, чем прежде.

Несмотря на разницу в оценках политических событий, европейские государства не могут позволить себе не сотрудничать в экономической сфере. Это болезненно даже для первой экономики мира – Евросоюза. Вот и в Риге, на бизнес-форуме саммита, предприниматели Беларуси и Латвии подписали протокол о намерениях совместно развивать перевалку белорусских нефтепродуктов в Рижском свободном порту – ещё один шаг на пути диверсификации нашего экспорта.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
География:
Латвия