«Китай», не страна, а источник происхождения каких-либо явлений, вещей, тенденций – в Беларуси уже далеко не экзотика. Самая популярная марка машин у нас «Джили» – из Китая. Многие любят китайскую кухню, острую, богатую на соусы. А вот еще пример – из политики. При разработке нового институционального органа – Всебелорусского народного собрания – также, говорят, учитывался китайский опыт. В Поднебесной есть Всекитайское собрание народных представителей, состоящее из нескольких тысяч делегатов. По Конституции это высший орган государственной власти КНР.
Если все дороги ведут в Рим, то крупные инвестиционные проекты на пути из Азии в Европу пересекаются здесь, в «Великом камне». По сути, эта площадка под Минском – жемчужина Шелкового пути, где уже создают высокие технологии будущего.
Если вернуться в 2015-й, на этом месте только начиналась стройка наукограда. Пустырь же спустя годы сменили промышленные кластеры, с упором на инновации. Сейчас площадь индустриального парка около 120 квадратных километров – это треть города Минска. Привлекательные условия для компаний в части особых преференций и логистики позволили уже привлечь более 100 резидентов из 15 стран мира.
Инновации в машиностроении – и это возможно. Пример – сотрудничество МАЗа и корпорации «Зумлион». За день на конвейере здесь собирают до трех большегрузов. Из Поднебесной – навесное оборудование, белорусы же поставляют шасси. На выходе автокраны, грузоподъемность отдельных моделей – 60 тонн. На рынке ближайших стран – аналогов не найти. Выгода от такого альянса – очевидна. Белорусам – новые рынки сбыта и доступ к технологиям, партнерам из Поднебесной – освоение новых видов производства. Причем в самом центре Европы.
И такие компании все чаще выбирают местом прописки «Великий камень». А что – экономика с китайским акцентом – это, в первую очередь, выгодно. По подсчетам зарубежных инвесторов, экономия расходов – до 50%. Впрочем, индустриальный парк – это не только про Беларусь и Китай, открыты для всех. С момента запуска – в резидентах 107 компаний, получается, в год прирост (в среднем) 13 предприятий.
Александр Ярошенко, глава администрации индустриального парка «Великий камень»: «Продукция, в том числе, востребована в нашей стране, для нашего экономического блока – машиностроительного комплекса – двигатели, коробки передач. Кстати, и белорусские предприятия сюда очень хорошие пришли по выпуску стекла особо прочного для наземного и всех видов транспорта. Развиваем проекты в области медицинского наполнения, биотехнологий, ИКТ».
И, казалось бы, что может объединять Беларусь и Китай, кроме как политических и экономических отношений? Так вот ответ, во многом, неожиданный, но это – гастрономия. Да, во многом азиатские блюда – экзотические, а кухню и вовсе называют камуфляжной, без подсказки, что съел человек, бывает понять не просто. Бесчисленное количество соусов, рыба со вкусом курицы и наоборот – в общем, уж точно китайские деликатесы – на любителя. Впрочем, есть и традиционные блюда – которые придутся по вкусу как в Азии, так и Европе – в нашей стране их тоже оценили.
Без преувеличения БНБК – производство космических масштабов. Здесь благодаря передовым технологиям зерно за пару сотен долларов за тонну превращают в незаменимые аминокислоты – стоимостью в десятки тысяч долларов. Инновационный продукт – да и только. Аналогичных проектов в мире – единицы. И теперь Беларусь тоже в этом клубе.
Зерно, которое по стоимости как драгоценные камни, вот оно – будущее в сфере АПК. Лизин, триптофан, глютен – в названиях можно и запутаться, но здесь лучше довериться цифрам. Основа всей цепочки – зерно. И оно здесь, отечественное. Корма, премиксы и даже витамины для животных – такие технологии для многих стран роскошь.
Партнерство же с Китаем позволило создать корпорацию завтрашнего дня. Уже сегодня. А еще это продукт, который на 100% импортозамещающий. Продбезопасность – в деле. На отечественный рынок продукцию поступает по льготной цене, оно и правильно. А вот экспорт уже бьет рекорды, ведь статья дохода выгодная – 90% отгружаем за рубеж. Россия, например, заинтересована в поставках комбикорма для ценных пород рыб. И этот запрос белорусы готовы обеспечить.
Александр Бильдюкевич, заместитель директора по производству «Белорусской национальной биотехнологической корпорации»: «Всего в мире можно насчитать лишь 20 заводов, которые обладают такой технологией. На постсоветском пространстве – нас всего трое, кто этим занимается. Биотехнология – это такая продукция, как микрочипы в электронике».
А это, пожалуй, та сфера, которая не нуждается в переводе. Культура ведь объединяет народы. А еще, что сближает нации – сотрудничество в сфере образования. Китайцы – учат белорусский, наши студенты – язык из Поднебесной – такой, своего рода, обмен культурами. Несмотря на тысячи километров между странами, студенты из Азии охотно приезжают за дипломом о «вышке» в Беларусь». И на это есть ряд причин – качество образования, приемлемая цена и возможность выучить новый язык. Конечно, русский для них сложный, но и здесь есть выход.
Анна Нечай, заведующая кафедрой хорового и вокального искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств: «Конечно, какие-то языковые вопросы есть, но всегда есть Google-переводчик, который помогает студентам тут же понять, чего не хватает. Я руковожу этим коллективом с 2015 года, и мне кажется, что мы нашли уже друг с другом все подходы, понимаем все тонкости».
Взаимный интерес и общий взгляд – вот они – составляющее успешного диалога Беларуси и Китая. Сотрудничество от экономики до научных проектов, реализация глобальных инициатив – все это стирает часы лета от Минска до Пекина. А договоренности на высшем уровне и вовсе делают такое далекое государство очень близким.
Подписывайтесь на нас в Telegram