Для кого Якуб Колас был, есть и будет «первым учителем»? Памятный знак белорусскому песняру установлен в российском городе Обоянь.
Автор барельефа – народный художник Беларуси Иван Миско. С 1917-го по 1921-й на юге Курщины талантливый педагог «сеял знания».
За почти четыре года при непосредственном участии классика организовано 25 школ. Александр Матяс – больше чем поэт.
Кажется, типичный райцентр, коих в России сотни. И всё же Обоянь смогла сохранить скромное обаяние уездного города. Дом начала XX века. Сегодня в купеческом особняке – управление образования. Памятный знак – как закрепление пройдённого. Почти четыре года Колас писал «далёка я ад межаў родных».
Валентина Максина, житель с. Малые Крюки Обоянского района: «Приехал к нам в школу, работал 1917/18 учебный год. Здание школы до сих пор стоит. Комната, где жил, тоже цела. Речь его была культурная и грамотная».
Уж дольше века из уст в уста жителей «соловьиного края» творческий псевдоним их обаятельного педагога. Это были нелёгкие лета поэта: переболел «испанкой» (разновидность гриппа), «хождение в народ» по 17 км в одну сторону. Первая мировая война, а затем гражданская.
На Среднерусской равнине легли на бумагу более 20 стихотворений, два рассказа из цикла «Казкі жыцця», очерки. Здесь же – начало нескольких глав поэм «Новая зямля» и «Сымон-музыка». К столетию одного из лучших произведений классика – выставка.
Валентина Довбняк, заведующая Обоянским краеведческим музеем: «У нас в 80-е годы улица была названа его именем. В нашем Обоянском краеведческом музее целая страничка, где мы рассказываем о его жизни, о его творческой деятельности. Он был очень наблюдательным как писатель»
Кто же из обоянцев обаял Коласа? Прямого ответа нет. Уже в Минске по воспоминаниям классик создал рассказы «Курская анамалія», «Ванька Кудлаты», «У тыле Дзянікіна». Слова запали в душу. Теперь и в бронзе не забудут «далёка ад межаў родных».
Подписывайтесь на нас в Telegram