Как государство будет зарабатывать и на что тратить деньги в следующем году? Ответ есть, правда, в двух томах на 600 страниц. Но шутки в сторону. Сегодня депутаты во втором чтении приняли бюджет-2020. И пусть не единогласно – двое депутатов всё-таки «против», но 94-то «за». Все расчёты основаны на базовом сценарии развития экономики. Его часто называют пессимистичным, но это совсем не значит, что с экономикой что-то не так. Это сделано для того, чтобы колебания на внешних рынках как раз и не пошатнули экономику Беларуси. А потому о бюджете министр финансов (его главный разработчик) сказал так: сюрпризов не будет.
Чтение второе, а прочтение – для депутатов не сосчитать на пальцах одной руки. За три недели финансовый двухтомник они изучили, кажется, вдоль и поперёк. Этот созыв уйдёт, а бюджет останется. И он точно войдёт в историю как дефицитный впервые за шесть лет.
Что это значит и как так получилось? На самом деле, всё просто. Бюджет, по сути, смета. Государство прикидывает, сколько денег получит, сколько и на что потратит. Траты в следующем году вырастут. Больше чем на 11%. И связано это, прежде всего, с расходами на социальную сферу. Здравоохранение, образование, доведение зарплаты бюджетников до 80% от средней в экономике. Из любопытных нюансов: возможность досрочно потратить семейный капитал, в том числе на строительство жилья. Так можно убить сразу двух зайцев: обеспечить собственными метрами многодетных и в целом стимулировать жилищное строительство – а это ощутимый вклад в экономику.
Ольга Политико, заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Мы очень часто говорим, что главное богатство Беларуси – наши люди. Поэтому абсолютно серьёзно: если мы хотим, чтобы это богатство приносило дивиденды, помогало нам эффективно развиваться, в него надо вкладывать. И из всех расходов консолидированного бюджета более 44% – это расходы на социальную сферу. Это крайне важно».
Заметная статья расходов (почти треть) – государственные программы. Кто-то скажет, мол, много. Но вопрос нужно ставить иначе – насколько это рационально? Эксперты говорят: вполне. Мол, так деньги не растворяются, в госпрограммах всё чётко: заказчик, исполнитель. А вот реальному сектору экономики господдержку урежут – на 10%. Ведь по большому счёту это предприятия должны зарабатывать и на себя, и на страну. Так что на бюджет надейся, а сам не плошай. А что с доходами? Финансовая ситуация непростая, во многом из-за российского налогового манёвра в нефтяной сфере. По расчётам, доходы бюджета в следующем году увеличатся всего на три десятые процента по сравнению с годом текущим. Немного. Оттого и дефицит. Но специалисты призывают не пугаться этого слова.
Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Можно, конечно, спорить, где эффективно, где неэффективно используются средства, но мне кажется, что достаточно сбалансированный бюджет. То, что он в этом году дефицитный, в этом тоже нет никакой катастрофы, это плановый дефицит, и в принципе, источники финансирования дефицита в первом приложении расписаны – на это тоже надо идти тогда, когда это целесообразно с экономической точки зрения».
Ну и не стоит забывать о плате по долгам. У Беларуси имидж надёжного заёмщика, а таким не разбрасываются. Из пиковых нагрузок на бюджет государство пока не вышло. Министр финансов объясняет: количество платежей не уменьшается, но их качество улучшается. Если просто, то дорогие кредиты замещают более дешёвыми.
Максим Ермолович, министр финансов Беларуси: «Бюджет сбалансирован с точки зрения доходов и источников финансирования дефицита бюджета. У нас достаточно ресурсов, чтобы погашать и обслуживать государственный долг, в том числе и валютных средств. Мы расширили своё присутствие на внешних рынках государственных заимствований, поэтому 2020 год – это год, в который мы сюрпризов никаких не ожидаем».
Журналисты уточняют – а приятных тоже? Имея в виду компенсацию потерь от налогового манёвра или снижение цены на газ. Переговоры идут, строить прогнозы в таком случае – дело неблагодарное. А вот в чём главный финансист страны уверен, так это в том, что механизмов для более серьёзного роста экономики (чем заявленные в бюджете два процента) хватает. Меняется управление госпредприятиями, Президент не против приватизации сельхозпредприятий. Как говорится, карты в руки.
Без шоков и потрясений – таким следующий год видится финансистам и депутатам. Это, конечно, хорошо, но достаточно ли? Все понимают: стране нужен ускоренный экономический рост. Подвести под него законодательную базу предстоит уже другим людям. Рассмотрение бюджета для нынешнего созыва депутатов – практически дембельский аккорд. До конца сессии им предстоит ещё одно заседание, но, пожалуй, самое важное решение парламентской осени в Овальном зале уже принято.
Подписывайтесь на нас в Telegram