Жилищно-коммунальный вопрос: качество услуг, сколько будем платить и на чём можно сэкономить?

Жилищно-коммунальные услуги вырастут в цене. В этом году население будет возмещать уже три четверти затрат, а в следующем – 100%. Рост тарифов не ударит по социально незащищённым слоям населения – им помогут жилищными субсидиями. Платить меньше будут и те, кто установит счётчики на батареи и откажется от мусоропровода.

Жилищно-коммунальные услуги вырастут в цене. В этом году население будет возмещать уже три четверти затрат, а в следующем – 100%. Рост тарифов не ударит по социально незащищённым слоям населения – им помогут жилищными субсидиями. Платить меньше будут и те, кто установит счётчики на батареи и откажется от мусоропровода.

«Расчётно-справочный центр! Вы должны за три месяца квартплату…». Эта беседа получилась относительно спокойной, но бывает встречают и с топором. На учёте в 4-м расчётно-справочном центре Московского района – около 60 должников, тут их знают едва ли не по именам. Причём далеко не всегда это те, у кого нет денег на квартплату.

Виктория Воскобойникова, начальник расчётно-справочного центра №4 Московского района г. Минска: «Есть такая категория претензионных, то есть человек не согласен с услугой. Ему не нравится, как у него убирается подъезд. Ему не нравится температура горячей воды. Когда же окажешь ему помощь, он становится достаточно исправным плательщиком».

Звонки, смски и визиты – первая мера. После двух неплатежей на квитанции появляется специальный штамп, а ещё через два месяца отключают коммунальные услуги.

Виктория Воскобойникова, начальник расчётно-справочного центра №4 Московского района г. Минска: «Это может быть отказ в обслуживании электрощитка, отключение горячего водоснабжения, холодного – всё в зависимости от категории и от злостности неплательщика. И последнее, конечно, выселение».

В прошлом году суды приняли решение выселить шесть неплательщиков. Но фактически они продолжают жить в своих квартирах. Всего минчане задолжали больше двух миллионов рублей – это около 3% от всей суммы начислений. Число просроченных платежей выросло после повышения тарифов. Сегодня население возмещает более 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг. К концу года этот показатель повысится до 75%. Но это не значит, что на столько же вырастет квартплата. Коммунальные службы ищут пути снижения затрат. Только в прошлом году за счёт оптимизации структуры Минскому городскому жилищному хозяйству удалось сэкономить около 35 миллионов рублей.

Виталий Смирнов, генеральный директор «Минского городского жилищного хозяйства»: «Мы избавились от всего непрофильного, ненужного. Надо проанализировать работу каждого сотрудника и каждого процесса, который влияет на оказание жилищно-коммунальных услуг, и сократить затраты. Работа будет продолжена в том числе и в 2017 году».

К повышению качества услуг должна привести и конкуренция – на рынке всё больше частников. И уже в этом году их намерены привлечь к выполнению заказов единой диспетчерской службы 115.

Игорь Кириленков, начальник управления контакт-центра г. Минска: «С моей стороны как руководителя управления единственный критерий – чтобы клиент был доволен и рад. И качеством, и ценой, и сроками. Потому что то, с чем мы сталкиваемся сейчас – недобросовестность либо неисполнительность, когда обещали прийти, но не пришли. Либо заявку закрыли, не выполнив заявку».

Возможность экономить есть и у самих жильцов. Например, можно всем подъездом отказаться от мусоропровода. Без него услуга по вывозу отходов будет стоить примерно на треть дешевле – решение об этом уже принято, городские власти узаконят его в течение месяца. А коммунальникам будет проще организовать раздельный сбор отходов.

Ещё один способ – приборы учёта тепла. Сегодня в столице ими оборудованы 600 многоквартирных домов. Показания счётчиков снимают перед началом отопительного периода и после его завершения. Не слишком заметная в одной квитанции, к концу сезона экономия может составить месячную квартплату. И уже в апреле можно будет получить «сбережения» в расчётно-справочном центре, а не прятаться дома от его сотрудников.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Шустер