Ситуация с тарифами на ЖКУ: Александр Лукашенко против подходов, которые существенно бьют по материальному положению граждан

​Президент расставил точки над «i» в крайне щепетильном вопросе. Государство готово расстаться с некоторыми активами, но только с выгодой для бюджета и трудовых коллективов.

Президент расставил точки над «i» в крайне щепетильном вопросе. Государство готово расстаться с некоторыми активами, но только с выгодой для бюджета и трудовых коллективов.

Александр Лукашенко раскритиковал предложения правительства по реформированию экономики. Речь о повышении цен и тарифов – меры, которые отразятся на кошельках белорусов, нельзя считать решением экономических проблем. Президент ориентировал министров на поиск внутренних резервов в отраслях.

Br850 тысяч – это счёт за январскую коммуналку. За месяц 22 квадратных метра в общежитии подорожали сразу на Br350 тысяч. Для молодой семьи, которая пока живёт на одно детское пособие– это серьёзный удар по бюджету.

Анастасия Денисевич, брестчанка: «Половина денежных средств уходит на коммунальные услуги только. А у меня двое детей, и за что жить – не знаю».

Минск. Речь идёт о трёхкомнатной квартире: коммуналка тоже подорожала, но не настолько. Дом обслуживает частный ЖЭС. 20 лет назад его создал Виктор Клименко. Сейчас это целая организация, на балансе которой – шесть многоэтажек. И по словам директора, все затраты на обслуживание товарищества собственников покрывают почти на 100%.

Виктор Клименко, директор частного ЖЭС г. Минск: «У меня сидит постоянно сантехник в теплоузле, главный инженер. Обходчик проверяет автоматику, плюс ещё жильцы звонят – горячая вода стала холодная, вовремя спохватились, и вопрос быстро закрыли. Мы отслеживаем, чтобы лишнего не мотало. В ЖЭСе это не делают, они просто физически не в состоянии оббежать все дома».

Виктор Клименко – всего лишь исполнитель. Стоимость услуг рассчитывает по заданным тарифам. Но опыт коммунальщика подсказывает – жировка не показывает всю «погоду в доме».

Виктор Клименко, директор частного ЖЭС г. Минск: «То, что в жировке есть, всё понятно. Должны быть включены обязательные платежи – дом построен с системой пожаротушения».

Изрядно потяжелевшие «жировки» за январь – одна из главных тем обсуждения в обществе. Суммы в извещениях по жилищно-коммунальным услугам выросли у кого-то на 40%, а у некоторых и на все 100%. Разумеется, такое удорожание скорректировало семейные бюджеты. И ключевой вопрос даже не в ценах на услуги – не секрет, что государство их серьёзно датирует, а в том, как формируются тарифы. Этот вопрос пока остаётся открытым и для контролёров, и для Президента.

Повышение тарифов – конечно, самый лёгкий способ пополнить бюджет, но, очевидно, не самый эффективный. Как известно, Александр Лукашенко против подходов, которые прямо или косвенно бьют по доходам граждан. Отсюда и критика правительственных предложений по ценообразованию. Позиция Президента однозначна: прежде, чем, к примеру, повышать стоимость проезда на общественном транспорте, надо сначала поискать резервы внутри отрасли, а рост цен на продукты должен быть компенсирован увеличением доходов населения.

Помимо прочего, антикризисный план Совета Министров предполагает повышение акцизов на топливо и табачные изделия. Президент, безусловно, согласился лишь с последним пунктом: курить хороший табак – удовольствие дорогое: и для здоровья, и для кошелька.

Социальная ориентация – это главная характеристика белорусской государственной модели. Напомнил Александр Лукашенко об этом и сегодня. Экономика Беларуси строится во имя человека, а не в интересах бизнеса, власти или чиновников. По сути, в этом концептуальном тезисе и ответ на вопрос о приватизации.

Для любой страны приватизация – процесс весьма деликатный, который требует проработанной стратегии. Социальное расслоение, раскол в обществе и чувство несправедливости, когда заработанное общими народными усилиями достаётся единицам. Приватизация, говорят эксперты, – тот случай, когда лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках.

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Я думаю, что Президент прав – этот процесс должен быть эволюционным, этот процесс должен быть нестандартный, неоднозначный. То есть какие-то варианты должны быть, и к нему надо подготовиться, прежде чем объявлять какую-то огульную приватизацию. Я думаю, что опыт наших соседей – и Украины, и особенно России – 500 дней. Я думаю, что 500 дней для Беларуси наша экономика не переживёт. По рыночной стоимости продавать. Ну, вроде бы, тоже всё ясно. Рыночная – это рынок всё урегулирует. Но дело в том, что в сегодняшних условиях (кто-то говорит, что это навсегда, кто-то говорит, что это кризис внешний, то есть временный.) И сегодня, наверное, можно утверждать, что не во всех случаях рыночная стоимость соответствует балансовой. Балансовая стоимость будет выше, чем рыночная. И тогда возникает такой банальный вопрос – а кто ответит за потенциальные убытки? А, может, всё-таки это предприятие можно санировать. Вот такие вопросы, да? Вроде благие намерения, они нормальны. Но тут как раз можно сказать, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ад тут не в буквальном смысле, но вопросов больше, чем ответов».

Февраль прошёл под знаком переговорного марафона между правительством и Президентом. В начале каждой недели министры держали экзамен по своей части антикризисного плана: налоги и акцизы, приватизация, производство и экспорт, социальная сфера – по каждому разделу у Главы государства были замечания. Сегодня, можно сказать, состоялся последний раунд переговоров. Развязка же наступит на следующей неделе, когда правительственные предложения будут обличены в форму указов. Во многом от их эффективности будет зависеть устойчивость белорусской экономики, её способность развиваться и противостоять внешним вызовам.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram