Ту-154 с артистами ансамбля имени Александрова и российскими журналистами разбился у побережья Сочи

Военный рейс вёз ансамбль песни и пляски имени Александрова, а также журналистов в Сирию. Лайнер пропал с экранов радара спустя две минуты после взлёта. Позже его обломки были обнаружены в Чёрном море в полутора километрах от берега.
Ту-154 с артистами ансамбля имени Александрова и российскими журналистами разбился у побережья Сочи

Рано утром в воскресенье, в нескольких километрах от Сочи, над Чёрным морем потерпел катастрофу российский пассажирский самолёт Ту-154. На его борту находились 92 человека: восемь членов экипажа и 84 пассажира. В их числе девять российских журналистов и 68 артистов Ансамбля песни и пляски имени Александрова. В России понедельник объявлен днём траура.

Ту-154 пропал с радаров в 5 часов 27 минут по минскому времени. Рейс из Сочинского аэропорта «Адлер» в сирийскую Латакию прервался всего через две минуты после взлёта. Самолёт исчез с радаров во время набора высоты, поэтому оставалась надежда, что есть выжившие. На поиски брошены спасатели и военные.

Игорь Конашенков, начальник управления пресс-службы Министерства обороны России: «Задействованы четыре морских судна и пять вертолётов, работают беспилотные летательные аппараты. Силы и средства наращиваются».

Обломки нашли в Чёрном море в полутора километрах от берега, среди них – тела погибших. Спустя несколько часов поисковая экспедиция рапортует: выживших обнаружить не удалось. На борту были 8 членов экипажа и 84 пассажира – список которых в считанные минуты разрывает медиапространство. Это ансамбль имени Александрова – артисты летели поздравлять с Новым годом российских военных. На борту находились лучшие представители молодого поколения коллектива, включая юных балерин.

Вместе с артистами в самолёте находились журналисты федеральных телеканалов и Елизавета Глинка, больше известная под псевдонимом Доктор Лиза – врач-реаниматолог много лет спасала людей в горячих точках, основывала хосписы, чем стала известна во всём мире. Этим злополучным рейсом она везла лекарства для университетского госпиталя Латакии. Сотни раз глава фонда «Справедливая помощь» могла погибнуть от пули или взрыва снаряда. Накануне она призналась, что боится смерти, но бросить дело всей жизни было для неё ещё страшнее.

Елизавета Глинка, глава фонда «Справедливая помощь»: «Мы никогда не уверены в том, что вернёмся назад живыми, потому что война – ад на земле, и я знаю о чём говорю».

Поисковая операция ещё продолжается, а специалисты уже пытаются выяснить причины трагедии. Экипаж – один из самых лучших в российской авиации. Штурман подполковник Александр Петухов 5 лет назад был в составе экипажа, который посадил кувыркающийся в воздухе самолёт. Такой же Ту-154. На аэродроме Чкаловский «Тушка» стала буквально размахивать крыльями. В этот раз чуда не случилось.

Пока среди основных версий крушения под Сочи – технические неполадки. Модель упавшего лайнера – уже давно в статусе ветерана. Первый Ту-154 поднялся в небо ещё в 1968-м. И всего через несколько лет стал основной рабочей лошадкой – это самая массовая модель советского пассажирского авиалайнера. И хотя в катастрофах потеряно 73 самолёта Ту-154, это относительно невысокая цифра среди тысяч крылатых машин за более чем полвека. В 2010-м году под Смоленском именно на Ту-154 разбился президент Польши Лех Качиньский. Межгосударственный авиационный комитет установил, что самолёт был исправен, а экипаж пошёл на посадку, хотя этого не позволял сплошной туман.

Белорусская авиакомпания «Белавия» с 1 января 2017-го выводит Ту-154 из коммерческой эксплуатации, однако известно, что эта модель есть в авиапарке Президента Беларуси, самолёт считается надёжным и нареканий в эксплуатации не вызывал.

Потерпевший крушение в Чёрном море авиалайнер был построен в 1983-м году и его назначенный ресурс истекал только в 2018-м. При этом самолёт эксплуатировался в щадящем режиме. Его средний налёт составляет всего 27 часов в месяц, каждый раз машина проводила в небе не больше полутора часов.

Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации России (по телефону из Москвы): «что-то произошло с двигателями. Что произошло, почему они захлебнулись на взлёте на форсажном режиме на выводе воздушного судна на ту высоту, где он должен лететь, на тот коридор – это пока неизвестно. Это могут быть попадания птиц, это может быть с топливом что-то произошло. Наверное, и командиру, и экипажу некогда было сообщать на землю, что произошло, потому что это буквально секундные дела...».

В Беларуси буквально сразу откликнулись на трагедию над Чёрным морем. И хотя дипломатическая миссия России сегодня закрыта, к зданию на улице Нововиленской неравнодушные люди несут цветы и здесь же зажигают лампадки в память о погибших в авиакатастрофе.

Дмитрий Довголенок, олимпийский чемпион игр в Барселоне: «Конечно, нас это всё шокировало сегодня с утра, потому что наверное самое сложное, когда все празднуют Рождество, и тут происходит такой случай. Тем более, случай ещё парадоксальный в том, что люди ехали выполнять какую-то благотворительную акцию – хотели дать концерт. Поэтому все вместе сегодня собрались почтить память».

Андрей Беляков, первый секретарь Центрального комитета БРСМ: «Узнав о трагедии, конечно же, сразу вспомнили прошлый год, когда к нам приезжал ансамбль им. Александрова и давали сразу несколько концертов: здесь накануне Дня независимости Беларуси 2 июля, а уже 3 июля они выступали в Брестской крепости».

Ансамбль имени Алексанрова тесно связан и с творческими кругами Беларуси. Например, он много раз выступал совместно с Академическим ансамблем Вооружённых Сил Беларуси. Ещё в августе коллеги вместе играли «Прощание славянки» на Красной Площади.

Анатолий Ярмоленко, народный артист Беларуси: «Буквально этим летом мы выступали на “Славянском Базаре” с ними, я заканчивал программу с этим коллективом. Замечательный коллектив… Конечно, мы сожалеем, скорбим».

Народный артист Беларуси Эдуард Ханок называет произошедшее личной трагедией. Для Ансамбля Александрова он написал немало песен. А погибший генерал-лейтенант Халилов – главный дирижёр ансамбля российской армии – его давний друг.

Эдуард Ханок, композитор, народный артист Беларуси: «Мало того, мы с ним разговаривали дня четыре назад, я ему написал песню, которая называется “Красная площадь”, и мы обсуждали вопрос, пойдёт ли она или не пойдёт для ансамбля Александрова, и сошлись на том, что вот сейчас, после Нового года, сойдёмся поговорим и там будем решать. И, к сожалению, ничего мы не смогли решить».

Вместе с коллегами скорбят и белорусские журналисты. Многие были тесно связаны совместными проектами.

Александр Мышалов, генеральный продюсер Генерального продюсерского центра: «Мы с телеканалом “Звезда” работаем давно, и это не чужие для нас люди, мы очень близко переживаем эту трагедию. И сталкивались с артистами ансамбля Александрова, и даже не представляю, как это переживает коллектив сейчас, в таком количестве люди – это такая драма… К моим соболезнованиям присоединяются мои коллеги с “ВоенТВ”, они как никто другой понимают военных журналистов и ту опасность, которую они испытывают постоянно».

В России 26 декабря объявлено днём общенационального траура по погибшим в авиакатастрофе Ту-154. В российском посольстве в Беларуси уже завтра будет открыта книга соболезнований, где любой сможет оставить слова поддержки.

Президент Беларуси Александр Лукашенко выразил соболезнования своему коллеге Владимиру Путину, а также родным и близким погибших. 

Подписывайтесь на нас в Telegram