Более 100 семей уже 8 лет ждут собственные квартиры под Минском, а в Могилёве от безысходности жильцы дежурят на стройплощадке

Ключи к квартирам столичного дома на Логойском тракте должны были выдать ещё 4 года назад. Но многоэтажка по-прежнему не готова.

Ключи к квартирам столичного дома на Логойском тракте должны были выдать ещё 4 года назад. Но многоэтажка по-прежнему не готова.

Всё это время переносятся сроки, и каждый год меняется генподрядчик. Новый выставляет новый счёт. Как покрыть подскочившую за это время до 29 миллиардов рублей сумму, люди не знают.

Людмила Сорокина: «Мы все взяли кредиты. По несколько. Больше нам банк не даст. Просто не хватит зарплаты. Нас таким образом просто хотят из дома выжить и продать его по коммерческой цене».

Здесь больше половины молодых семей. Строятся как нуждающиеся, но даже для них доплата в $30 тысяч не самый главный вопрос. Люди не понимают, почему они остались должны. Деньги вносили вовремя, договора не нарушали, и Управление капитального строительства (УКС) как государственный посредник, который должен следить за работой генподрядчика, уверял, что всё в порядке.

Дмитрий Громпель: «В 2012 году УКС нам заявил, что куплены все стройматериалы, так где они?»

За разъяснениями они и сегодня пытаются ходить в тот самый УКС Советского района.

Сцену «никого нет дома», по словам несостоявшихся жильцов, здесь разыгрывают часто. Вот похожее видео шестимесячной давности. Здесь дольщиков уже не пускают в кабинеты администрации Советского района, а когда те всё же прорываются, чиновники предпочитают просто покинуть рабочее место.

Отсутствие диалога с чиновниками люди, попавшие в «долгое» строительство, называют одной из главных своих проблем. Никто не хочет с ними разговаривать и выслушать не столько жалобы, сколько предложения. Они есть. Ведь люди, ставшие заложниками ситуации, ищут варианты. Столкнувшись с закрытыми дверями, люди всё чаще приходят к выводу: договорится по-хорошему не получается: пошевелить местные власти могут только вышестоящие инстанции.

Недавно за дело дома на Логойском тракте взялся Госконтроль. Проверить решили деятельность всех генподрядчиков, трудившихся над домом. А их немало – трое. Белорусские компании «Облик» и «СУ-2008» и турецкая фирма «Лайрон». По данным следствия, именно турецкие строители прихватили со стройки полтора миллиарда рублей.

Вера Мацулевич, начальник управления Комитета государственного контроля Беларуси: «Эти полтора миллиарда рублей исчезли, на них заведено уголовное дело, но, скорее всего, эти деньги утеряны безвозвратно. Да, дольщики стали заложниками бесхозяйственности УКСа, им придётся доплатить, потому что дом не готов».

Отчет Госконтроля о похожей ситуации в Бресте занял 150 страниц. 18-этажный дом точно так же должны были сдать в 2009 году. Только здесь вместо УКСа генподрядчика заказывала частная компания «Вита». Сроки, смена строителей, неразбериха со сметами… Как следствие – убытки, которые «Вита» считает не своими, а жильцов. Почему? Комментарии компания не дает. Когда стоимость квартир выросла в два раза, жильцы обратились в суд.

Андрей Гренц: «Очень многие люди хотели бы судиться, но не пошли, потому что боялись потерять свои квартиры. Мы всё-таки пошли, потому что у меня просто не было этих денег, мне было некуда деваться. У меня был выбор: или забрать у него деньги, или пойти судиться».

Вариант «не можете доплатить – забирайте деньги» – схема универсальная, но не все о ней знают. В Минск (как в самый пострадавший от жилищных долгостроев город Беларуси) часто обращаются за консультациями из регионов. Самый распространённый совет – пробуйте выводить свои суммы из строительной западни.

Андрей Галь, заместитель председателя Мингорисполкома: «Возможен возврат внесённых средств с индексацией – дольщики могут назад получить свои деньги. Или нужно найти деньги, чтобы достроить. Но заказчик должен доказать, что эти деньги не были украдены, а вложены».

И люди готовы доказывать. В Могилёве от безысходности жильцы дежурят на стройплощадке. В микрорайон Фатина они должны были заселиться в январе прошлого года. Те самые сдвинутые сроки. И за подорожавший квадрат заплатить готовы не все.

Игорь Гендрусев, житель Могилёва: «2 года я в такой тревоге, принимаю антидепрессанты. Вот я почти внёс все деньги, а мне предлагают подписать допсоглашение с переносом сроков с новой ценой в 1,8 раза… У нас с женой зарплаты хватит только на квартиру. А как жить дальше?»

Первоначально метр в этих домах стоил
Br3,5 миллиона, теперь – Br7,5 миллионов. Строители задержку объясняют оперативными работами на других объектах. Мол, бросили стройку из-за подготовки одного из городов к «Дожинкам».

Людмила Непапушева, заместитель начальника управления Комитета госконтроля по Могилёвской области: «В 2012 году работы на доме выполнялись, но другими темпами, поскольку большинство строителей были задействованы на объектах подготовки Горок к "Дожинкам"».

В Министерстве строительства и архитектуры проблему не обостряют. Строителей должно хватать. Проблема, судя по всему, в контроле за темпами работ и прозрачностью сметных ведомостей.

Вадим Короленко, заместитель начальника главного управления Министерства строительства и архитектуры Беларуси: «Строителей в стране достаточно. Но есть проблемы с финансированием. Только по объектам Минстройархитектуры заказчики задолжали 1,2 триллиона рублей. Но это не значит, что темпы стройки приостановлены. Деньги изыскиваются из собственных средств».

Жанна Дергачева: «На бумагах, как обычно, всё хорошо, всё чётко, всё будет сдано, а в жизни мы реально видим, что стройка буквально летом. Всё это начало куда-то двигаться немного вперёд, до этого полгода-год это был просто фундамент, потом стояло два этажа».

Дом в Витебске по улице Богатырёва ждут более 100, в том числе и многодетных, семей. Все нуждаются в улучшении. Эта категория в самом уязвимом положении.

Нелли Драчиловская: «Когда мы начинали строиться в 2005 году, у меня как раз родился третий ребёнок, вот сейчас стоит моя восьмилетняя дочь, вот стоит уже четвёртый мой ребёнок, а квартиры всё ещё нет. Мы так состаримся и умрём, а квартира всё ещё будет строиться».

Все эти люди, а вместе их 108 семей, собственные квадратные метры под Минском ждут уже восемь лет. Название кооператива, как издёвка, – «Мечта-2009». На дворе 2013 год, а готовность немногим больше половины. Дом возводится с государственной поддержкой, это значит, что ущерб получает и госказна.

Святослав Ведерников: «Государство вложило сюда 15 миллиардов средств – наших льготных кредитов, а теперь застройщик ещё требует деньги».

А конкретнее – больше миллиарда рублей. Те же риторические вопросы: стройка заморожена, сроки сорваны – за что платить?

Святослав Ведерников: «Мы проводили независимую проверку, которая показала, что мы уже больше нужного заплатили, а УКС просто подписал завышенные объёмы выполненных работ».

В Управлении капитального строительства разводят руками. Теперь кто кому должен, решать будет суд, туда, кстати, обратился подрядчик-компания «Лекос». Уже полгода строительство не ведётся вообще, а члены кооператива то и дело атакуют кабинеты чиновников.

Иван Ковган, главный инженер «УКС – Стройинвест» Минского района: «Суд решит, кто прав, а мы в десятидневный срок обжалуем решение. Если оно нам не понравится».

Роман Калинин: «Они забыли, что строят социальное жильё, и решили как можно больше выжать с нас денег».

Пока идут споры, время тоже идёт. И дорожает метр квадратный, превращаясь в замкнутый круг. Неопределённость – то самое состояние, когда сдают нервы даже у самых стойких. Даже у мужчин.


Подробнее – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram