От нашего стола…

​Путь к тесной интеграции, увы, тернист. И это подтвердили события последних месяцев. Не случайно буквально на уходящей неделе в Москве довольно жёстко выступил Александр Лукашенко. Причиной же, как известно, стала скандальная ситуация с поставкой белорусских продуктов в Россию.

Путь к тесной интеграции, увы, тернист. И это подтвердили события последних месяцев. Не случайно буквально на уходящей неделе в Москве довольно жёстко выступил Александр Лукашенко. Причиной же, как известно, стала скандальная ситуация с поставкой белорусских продуктов в Россию.

В августе Москва ввела продуктовое эмбарго на продукты из США и стран Евросоюза, объявивших о санкциях из-за крымского вопроса. Первой своё плечо подставила Беларусь. Поначалу увеличение поставок нашей продукции на востоке принимали «на ура». Причём на уровне правительств существовала договорённость, что поставлять мы будем готовую продукцию как из собственного, так и зарубежного сырья.

И вдруг Россельхознадзор обнаружил, что из-за увеличившихся объёмов стало страдать качество. В колбасе якобы нашли геном африканской чумы свиней, в молоке – антибиотики, ещё в чём-то – микробы… Так под запрет попала продукция 23 отечественных заводов, что, собственно, и породило нешуточный скандал.

Имиджевые издержки переросли в материальные – страна недополучила сотни миллионов долларов. Начались переговоры, инспекционные проверки… В конце концов, запреты с большей части предприятий сняли, а вот осадок – остался.

Без норвежской сёмги и без испанских мандаринов, зато с белорусскими мясными и молочными деликатесами. Россельхознадзор всё-таки решил в новогодние праздники не лишать своих соотечественников гастрономического удовольствия. 17 из 26 предприятий, попавших в «чёрный список» российского ведомства, полностью реабилитированы. Ещё 9 производителей не теряют надежды, что это произойдёт до того, как куранты пробьют 12 раз. Ведь для чиновников Россельхознадзора это, пожалуй, единственный красивый выход из очень некрасивой ситуации, которая омрачила не только союзные отношения Беларуси и России, но и бросила тень на будущий Евразийский экономический союз.

Неприятный осадок и более 700 миллионов долларов потерь от запрета экспорта – таковы предварительные итоги продовольственного спора между Беларусью и Россией. Первые претензии к нашей мясо-молочке появились ещё в августе. А в конце ноября Россельхознадзор и вовсе закрыл российский рынок для более чем двух десятков белорусских предприятий под предлогом, что их продукция якобы не соответствует требованиям безопасности. Правда, в письменном виде эти претензии Минсельхозпрод получил только в 20-х числах декабря, уже после того, как российские эксперты лично проинспектировали большинство заводов и комбинатов и, что самое важное, не нашли там никаких серьёзных нарушений. Неизвестно, сколько бы длились многочисленные переговоры – в Минске, и Москве, – если бы к решению проблемы не подключился лично Президент.

Как выяснилось позже, санкции в отношении белорусских производителей Россельхознадзор ввёл без ведома и даже в обход высшего руководства России. Впрочем, это уже не первый случай, когда белорусские продукты питания встают поперёк горла и отдельным российским чиновникам и тем, кто стоит за их спинами. А вот кому именно, будут выяснять Следственные комитеты Беларуси и России.

В Минсельхозпроде признают, что претензии к качеству и происхождению продуктов питания периодически возникают у санитарных ведомств обеих стран. Задача экспертов – решать их в рабочем порядке, а не выносить на самый высокий уровень, как это произошло сейчас. То, что претензии к качеству белорусских продуктов не имеют оснований, а так называемый реэкспорт санкционных товаров из Беларуси в Россию укладывается в регламент Таможенного союза, подтвердили и эксперты Совета Евразийской экономической комиссии – наднационального регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В Минсельхозпроде лишь удивлённо пожимают плечами. С министерством сельского хозяйства России – полное взаимопонимание, а найти общий язык с Россельхознадзором, который этому самому министерству подчиняется, всё никак не удаётся.

Тем временем продовольственный баланс на 2015 год согласован. По многим позициям, в частности по молочным и мясным продуктам, объёмы поставок увеличатся. А в будущем партнёры договорились составлять уже не годовой, а трёхлетний контракт, аналогичный газовому. В Минсельхозпроде рассчитывают, что в новом году и в новом экономическом союзе не будет места продовольственным конфликтам. И всё же, говорят, под бой курантов на всякий случай не лишним будет загадать и ещё одно желание…

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Светлана Кнутова