От цифровой экономики до занятости населения. Сегодня Президент провёл большое совещание, на котором вместе с правительством рассмотрел проекты документов, направленных на развитие реального сектора экономики.
Такие встречи во Дворце Независимости уже стали традиционными перед принятием важных решений, поэтому Александр Лукашенко обозначил общий подход: ответственные за разработку каждого должны максимально детально ответить на вопрос: «Что каждое решение даст экономике страны?».
При этом документы были разноплановыми, и главных тем было несколько. Ведь определить, что важнее для страны – цифровизация экономики, поддержка машиностроения, стимулирование работы учёных или совершенствование Декрета №3, невозможно.
В этой университетской лаборатории уже несколько лет научным подсчётом экономят деньги сельскохозяйственных предприятий. Технология позволяет по результатам ДНК-тестов безошибочно определить нужную комбинацию родителей для здорового поголовья, а значит, не допустить родственного скрещивания и генетических патологий.
Ольга Епишко, заведующая лабораторией ДНК-технологий Гродненского государственного аграрного университета: «Приходится подбирать животных, чтобы наладить этот процесс, отцов надо подбирать. 40 тысяч доз накоплено, стоимость каждой дозы – около пяти долларов (а то и больше). Если посчитать затраты на этих быков (их нельзя использовать для воспроизводства), то можно подсчитать тот урон, который наносят эти животные племенному животноводству».
Сертификаты, которые выдают здесь, хотя и признаны во всём мире, работают только в Беларуси, поэтому цель – географию расширить. Хорошей площадкой для этого мог бы стать научно-технологический парк «БелБиоград». Заявку на участие в проекте отправили заранее, и сегодня ДНК-лаборатория Гродно – в числе 20 потенциальных резидентов.
Наукограды (или технополисы) в мире явление не новое. Первые возникли в США после Второй мировой войны, в их числе и Кремниевая долина, которая с годами стала мировым центром электронной промышленности. Правительство Японии повсеместное создание технополисов возвело в ранг государственной программы. Свыше десяти наукоградов успешно работают и в России. О создании подобного города учёных в Беларуси заговорили ещё в 2011 году. Концепция с тех пор мало изменилась: разработки в фармацевтике, био- и нанотехнологиях. Одобрение проект получил от первого лица, уже даже известно, что разместится «БелБиоград» символично рядом с Парком высоких технологий, но станет ли столь же успешным?
Речь о налоговых льготах (подобных тем, что сейчас предоставляют резидентам свободных экономических зон). Однако чтобы попасть в этот элитный клуб, нужно будет пройти жёсткий отбор, ведь, по подсчётам учёных, в обозримой перспективе в «БелБиограде» создадут условия для реализации порядка 150 проектов на сумму около миллиарда долларов.
Владимир Гусаков, председатель Президиума Национальной академии наук: «Для внедрения необходимы инвестиции, поэтому «БелБиоград» предусматривает создание условий для привлечения инвестиций. Мы в «БелБиограде» не ставим задачу привлечения бюджетных средств, это должны быть внебюджетные средства. Национальные инвесторы могут быть, но в большей мере мы ориентируемся на привлечение иностранных инвестиций».
В классическом виде подобные площадки объединяют все составляющие для наукоёмкого бизнеса на одной территории, но чтобы избежать лишних трат в Академии наук предложили привязываться не к географии, а к сущности разработок.
За этой дверью сегодня обсудили ещё один волнующий учёных вопрос – это оплата труда. Доходы работников научной сферы, должны быть выше, об этом уже не раз говорили на всех уровнях, но сегодня разговор более чем конкретный. Проект указа предлагает повысить тарифные оклады учёных в среднем на 300%. К примеру, оклад ведущего научного сотрудника составит свыше 1200 рублей, а главного научного сотрудника – почти полторы тысячи. Это примерно вдвое больше, чем сегодня.
Однако Президент в очередной раз подчеркнул, что зарабатывать больше других будет тот учёный, благодаря которому сможет заработать и государство.
Финансовых вливаний требует и промышленность. Два дня назад Александр Лукашенко уже проводил совещание по реструктуризации долгов. Тогда речь шла о том, что финансовые обязательства предприятий не должны становиться проблемой бюджета. Однако в правительстве настаивают, что поддержать отечественных флагманов сегодня необходимо.
Если предметно, то МАЗу необходим бюджетный заём в 200 миллионов рублей. Проценты в размере половины ставки рефинансирования предприятие готово выплачивать ежемесячно, а вот вернуть основной долг – лишь через три года. Эта помощь, по расчётам специалистов, уже в следующем году позволит МАЗу почти на 9% увеличить экспорт и выполнить имеющиеся контракты, ведь для их реализации, по сути, не хватает оборотных средств: мировой рынок ожил, спрос уже превышает возможности предприятия. Александр Лукашенко согласился поддержать завод и сократить тем самым кредитное бремя, но на иных условиях. Если уже в 2018 году ситуация, согласно прогнозам, улучшится, деньги в бюджет необходимо возвращать не позднее 2019-го.
А это уже Белорусский металлургический завод. В 2017 году здесь завершили грандиозную модернизацию. Предприятие перешло к полной переработке литой заготовки и блюмов, открыло производство металлических изделий разнообразных сечений. Современный мелкосортно-проволочный стан (так называется новый комплекс) внесён в перечень важнейших проектов инновационного развития. В 2016 году здесь вышли на проектную мощность, а ещё через год – на прибыль. География экспорта – 32 страны, но из-за высокой кредитной нагрузки и это предприятие испытывает дефицит оборотных средств.
Анатолий Савенок, генеральный директор Белорусского металлургического завода: «Есть определённый объём оборотных средств БМЗ, который находится постоянно в обороте и служит для закупки сырья, материалов для воспроизводства, для оплаты электроэнергии. Соответственно, любое сейчас изъятие, когда идёт повышение цен, приводит к тому, что уменьшается доля, покупная часть сырья и материалов, и, соответственно, это сказывается не на увеличении, а, наоборот, падении объёмов производства, поэтому эти деньги очень нужны именно в переходный такой период».
На бюджетные деньги, как подчеркнул Президент, теперь можно рассчитывать только под конкретные контракты и только имея детальный бизнес-план, как деньги вернуть. Каждое предложение в правительстве изучали около полугода с участием нескольких групп специалистов.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Ивацевичидрев» могу привести в пример. Предприятие в этом году перекрывает проектную мощность (проектная мощность – 250 тысяч кубометров), там сделают 308 тысяч. Это 126% от проектной мощности, работает успешно. Тоже дилемма: если надо отнести немножко долги, то оно сможет заработать в следующем году 35 миллионов долларов, если не оказать помощь и заставить обслуживать так, как было предусмотрено в предыдущем бизнес-плане, старые долги, то будет только 27 миллионов долларов прибыли. Восемь миллионов долларов потеряет предприятие».
На недостаток средств сетуют и строительные организации в Бобруйске, Борисове, Солигорске, Светлогорске, Витебске и Могилёве. Для Могилёвского домостроительного комбината декабрь 2017 – крайний срок возвращать долги по кредитам (а их с 2008 года у ДСК четыре). Основной долг – почти 17 миллионов евро, и проценты – около четырёх миллионов. Деньги брали на модернизацию и, согласно бизнес-плану, уже должны были расплатиться, но затем – гиперинфляция в 2011 году, возросший более чем в восемь раз курс евро и упразднение инновационного фонда, из которого здесь также рассчитывали покрыть часть задолженности.
Оксана Шекова заместитель директора Могилёвского домостроительного комбината: «Перенос сроков погашения кредитов и оказание мер господдержки позволит обществу стабилизировать финансовое положение, скорректировать финансовые потоки, а также позволит создать условия для продолжения осуществления хозяйственной деятельности и строительства жилья. Нам нужны средства: на закупку материалов, выплату зарплаты, уплату налогов. И для этих целей важно создание нормативного акта, который позволит нам стабилизировать финансовое положение».
Однако государство не благотворитель, а потому прежде, чем помогать, ситуацию нужно детально изучить. Это Александр Лукашенко поручил Комитету госконтроля и Администрации Президента. Ещё один наболевший вопрос: «Как быть с теми, кто может, но не хочет работать и, как следствие, не платит налоги?».
Чтобы не допустить прежних ошибок, разработчики декрета предлагают практически полностью изменить документ, начиная с названия, теперь это декрет не о предупреждении социального иждивенчества, а «О стимулировании занятости». В последнее время предпринято немало шагов по либерализации бизнеса, по некоторым специальностям можно работать легально, даже без статуса индивидуального предпринимателя. Правительство уже заявляет, что не будет и никакого сбора, но тем, у кого нет причины не работать, раскошелиться всё же придётся.
Список неработающих будут постоянно пересматривать и обновлять. Ответственность за это будут нести власти на местах, но, по сути, создание таких информационных баз и отказ от бумажного документооборота – это переход к электронному правительству. Параллельно идёт и создание цифровой экономики. Ключевой документ со дня на день подпишет Президент.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Уже много людей у нас, субъектов хозяйствования, но они работают, как сейчас модно говорить, на аутсорсинге. Здесь же идёт речь о том, что надо создавать вообще цифровую экономику, надо дать такие возможности, чтобы они производили комплексный продукт, системный продукт, чтобы не только IT-вопросы решать. Какая связь между «БелБиоградом» и парком? Они могут заниматься нано- и биотехнологиями. Может быть, там разработчики будут, а «БелБиоград» – структура больше производственная».
Уже завтра Александр Лукашенко продолжит тему на встрече с предпринимателями и работниками белорусской IT-индустрии. И это будет своеобразный итог нескольких месяцев кропотливой совместной работы.
Подписывайтесь на нас в Telegram