Сотрудничество с Иркутской областью выходит на новые высоты. Беларусь предлагает этому российскому региону очередные перспективные проекты – и даже в сфере самолётостроения. Простой торговли партнёрам уже мало.
Президент сегодня встретился с иркутским губернатором. Сам формат традиционен, но эти переговоры закончились не совсем обычно. О чём договорились Минск и Иркутск? И не испугают ли белорусских промышленников суровые сибирские условия?
Чуть меньше Турции и Украины, 5% территории России, позиция в двадцатке сильнейших с точки зрения экономики российских регионов – это всё об Иркутской области. Крупный промышленный и энергетический центр даёт всей России продукты из нефти, алюминий, лес и каменный уголь.
Губернатор Иркутской области приезжал в Минск почти два года назад. Товарооборот за это время вырос. Только за последний год – на треть. К концу 2018-го стороны намерены взять рубеж в 100 миллионов долларов. Но кто захочет останавливаться на достигнутом? Для белорусов и сибиряков 6000 километров – это, похоже, не расстояние.
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области России: «Развиваем торговлю более чем со 100 странами. Беларусь остаётся ведущим партнёром. Среди СНГ мы вышли на второе место. У нас хорошая перспектива».
В Иркутскую область Беларусь поставляет карьерные самосвалы, МАЗы, тракторы, сельскохозяйственную технику. К слову, в целом белорусский экспорт в Приангарье за год вырос двукратно. Ещё там хорошо знают могилёвские лифты. И это уже пример кооперации, а не простой торговли. В Иркутской области принято несколько программ, чтобы квартирный вопрос никого не испортил. Полным ходом идут капремонты. Только на эти цели заключён годовой контракт на 2,5 сотни единиц. Впереди расширение производства лифтов в зоне опережающего развития.
Олег Хамуляк, генеральный директор строительно-монтажной компании (г. Ангарск): «Будет здесь порядка 30% локализации. Это новые рабочие места. Я считаю, для развития Иркутской области это очень выгодно. Больше таких условий вряд ли кто-то может предоставить. Чувствуется очень серьёзная заинтересованность белорусской стороны. Мы только рады».
Именно кооперацию называют следующим шагом в отношениях Минска и Иркутска. Вот Беларусь предлагает совершенно новый проект. В следующем году Иркутский авиационный завод – один из флагманов российского машиностроения – намерен начать серийное производство среднемагистральных пассажирских самолётов нового поколения МС-21.
Нужен белорусский опыт в сельском хозяйстве? Пожалуйста. Хоть Иркутская область и относится к зоне рискованного земледелия, Беларусь готова пойти на риск.
Александр Лукашенко предлагает оснастить иркутских вальщиков леса современными заготовительными комплексами. В Восточной Сибири этих амкодоровских красавцев уже неплохо знают.
Предложений столько, что можно растеряться. Но из зала переговоров российский губернатор выходит с готовым пакетом решений.
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области России: «Мы рубим и перерабатываем 35 миллионов кубометров леса. Это самый большой объём в России. Требуется техника, которая бы занималась и добычей леса, и переработкой. Вот договорились, что будем делать совместное предприятие. Такие комплексы не хуже мировых аналогов».
Беларусь предлагает Иркутску переводить транспорт на экологичные рельсы. Россия хоть и богата углеводородами, но старается не отставать от мирового тренда. На улицах Минска электробусами уже никого не удивишь, но пройдёт ли это чудо техники испытание суровыми сибирскими морозами? В ближайшие дни в Иркутске прогнозируют до -20°С. Но закалённых белорусских промышленников это, кажется, не пугает.
Владимир Король, генеральный директор холдинга «Белкоммунмаш»: «Троллейбусы там уже работали. Мы отправляем технику и в более суровые условия, когда -50°С и больше. Технических проблем мы не видим».
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области России: «Иркутская область отличается тем, что у нас самая дешёвая в России электроэнергия, поэтому с точки зрения зарядки электротранспорта мы имеем большое преимущество по сравнению с любым другим субъектом Российской Федерации. Я думаю, мы постараемся для проверки, для пилотного варианта взять несколько вариантов электротранспорта, чтобы обкатать в наших экстремальных условиях. У нас всё-таки холодновато».
Губернатор явно под впечатлением. Усилить его попытались в правительстве, предложив Иркутской области комплексную пилотную поставку техники. По продуктивности этот визит может спорить со многими. Губернатор приехал на несколько дней с планами посетить около десятка предприятий. С ходу и не вспомнить, кто из российских чиновников приезжал с большим размахом – не только амбиций, но и вполне конкретных планов.
Подписывайтесь на нас в Telegram