Автомобильный грузопоток между Украиной и Крымом уже неделю как заблокирован. С согласия киевских властей товарную блокаду Крыма объявили лидеры Меджлиса крымско-татарского народа. Её участники в Херсонской области уже разбили палатки на обочинах дорог, установили полевую кухню и даже заготавливают дрова на зиму. В том, чего хотят добиться украинские активисты, разбирался наш корреспондент.
Остров Крым

Несмотря на относительное затишье на Донбассе, которое многие связывают с начавшейся в Нью-Йорке сессией Генассамблеи, отношения между Москвой и Киевом не стали спокойнее. 24 сентября Пётр Порошенко подписал новую редакцию «Военной доктрины», согласно которой актуальной угрозой для Украины является Россия. Вслед за этим правительство объявило о том, что с 25 октября – то есть через месяц – вводится запрет на полёты в страну для авиакомпаний «Аэрофлот» и «Трансаэро». В Москве уже заявили, что готовы дать на это зеркальный ответ, что приведёт фактически к остановке воздушного сообщения между странами.

Тем временем автомобильный грузопоток между Украиной и Крымом уже неделю как заблокирован. С согласия киевских властей товарную блокаду Крыма объявили лидеры Меджлиса крымско-татарского народа. Её участники в Херсонской области уже разбили палатки на обочинах дорог, установили полевую кухню и даже заготавливают дрова на зиму. В том, чего хотят добиться украинские активисты, разбирался наш корреспондент.

Кто не успел – поворачивай обратно! Дальше дорога закрыта, – отвечают водителям фур. Блок-посты, перекрывающие трассу на Крым, появились вблизи границы Украины с полуостровом, в Херсонской области. Попасть в Крым по суше можно только через три контрольно-пропускных пункта: «Каланчак», «Чаплинка» и «Чонгар». Их-то и решили закрыть для въезда грузового транспорта. Легковушки и пешеходов участники блокады не задерживают. А вот с разъярёнными водителями фур пришлось объясняться.

В первые дни блокады очереди из грузовых автомобилей растянулись на десятки километров. Водители угрожали, что тоже начнут бунт. Но с недовольными отправили разобраться местных силовиков.

Илья Кива, начальник Главного управления МВД Украины в Херсонской области: «Здесь никто, кроме меня, не повышает голос. Кто нарушает дисциплину, я увожу его и даю сутки. С судом у нас всё уже оговорено. Здесь всё будет ровно. Ситуация будет контролируемая, потому что я за неё отвечаю».

После таких угроз первыми «задний ход» дали грузовики со скоропортящимися продуктами. За ними обратно в Украину потянулись и остальные. Поток с украинскими товарами на полуостров фактически остановлен – ни одной фуры у границы сейчас нет. Но блокада, – заявляют её организаторы, может продолжаться до полугода.

Рефат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа: «Или мы все в этой стране консолидировано отвечаем один за одного и защищаем один одного, или кто-то в этой стране защищает свои карманы и хочет находить дырки, чтобы наполнять их и дальше. Мы этого не допустим!».

Инициаторами блокады выступили лидеры крымскотарского Меджлиса. Исполнительный орган власти крымских татар действует с 1991 года, был признан Украиной, а вот в российском Крыму Меджлис в качестве юридического субъекта не признали.

В 2014-м году за призывы вернуть полуостров в состав Украины Рефата Чубарова обвинили в экстремизме, ему запрещён въезд в Крым на 5 лет. Также, как и его коллеге – Мустафе Джемилеву. Перекрыв поставки в Крым, в первую очередь, продовольствия, представители Меджлиса заявили, что таким образом требуют от российских властей прекратить преследование крымскотатарских деятелей. А Украину призывают прервать любые торговые отношения с полуостровом. Мол, только так можно заставить крымчан «попроситься» обратно в Украину. Эксперты же в один голос заявляют – сделать это «из-под палки» вряд ли удаться.

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Другие должны быть механизмы. Наоборот Украина должна открываться для Крыма, интенсифицировать экономическое, гуманитарное, культурное сотрудничество, выступать в роли самого лучшего друга Крыма, но никак ни в роли экзекутора. Это ведёт только к озлоблению. Ни один мировой опыт никогда не свидетельствовал, что такими способами можно достичь реинтеграции каких-то территорий, которые выпали из тела большой страны».

Акция началась даже несмотря на то, что из Уголовного кодекса Украины статья, карающая за блокаду транспортных коммуникаций, никуда не делась. Президент Пётр Порошенко официально заявил, что не станет мешать общественным активистам. В первый же день к акции присоединился «Правый сектор». Сообщалось, что кто-то из активистов якобы пытался вымогать деньги за проезд фур. Но такие факты пока не подтвердились. Приезжали и депутаты Верховной Рады – позировать перед телекамерами. А вот жители соседней с Крымом Херсонской области блок-постам на дороге вовсе не обрадовались.

Житель Херсонской области: «Рынка сбыта совсем нет. Вообще село загнётся. Там война, а тут даже своё продать нельзя».

Каждый день три пункта пропуска на границе пересекали 300 фур и больше. В основном с продуктами. Ежемесячно на полуостров украинские производители продавали 150-180 тысяч тонн продовольствия. За 11 месяцев товарооборот между Украиной и Крымом достиг почти миллиарда долларов. Теперь предприниматели считают убытки.

По словам крымчан, украинская сельхозпродукция на полуострове действительно пользовалась спросом. Была дешевле российской. И с началом акции кое-где в крымских магазинах поднялись цены. Но покупательского ажиотажа нет. Судя по реакции соцсетей, голодная смерть в блокадном Крыму никому не грозит.

Сергей Аксёнов, председатель Совета министров Республики Крым: «На полках продуктовых магазинов республики представлено не более 5% украинских товаров. Процесс импортозамещения уже давно налажен. Так называемая продовольственная блокада только способствует увеличению количества российских товаров на прилавках крымских магазинов».

Сергей Яремов, житель г. Симферополь: «Блокада никак не отразилась. Она бы сыграла свою роль год назад, но никак не сейчас, когда у нас в основном российские поставщики везут товар».

Геннадий Балашов, лидер политической партии «5.10», г. Киев: «Вдумайтесь, Украина не кормила Крым, а продавала еду и одежду, а теперь отрезала от себя рынок сбыта. Экономика Украины упала ещё, бизнес потерял деньги, украинцы пополнили ряды безработных, а население Крыма ещё больше возненавидело Украину».

Впрочем, остановка грузопотока – это только начало. Глава Меджлиса заявил, что, начиная с октября, активисты начнут второй этапа блокады – энергетический, то есть прекращение поставок на полуостров украинской электроэнергии, от которой Крым зависит на 70%. Украина вряд ли пойдёт на такие меры, – считают эксперты, поскольку и в этом случае подставит подножку лишь себе.

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики: «Сегодня от энергетического обеспечения Крыма зависит вопрос поставок той же электроэнергии, которая Украина получает из Российской Федерации, – угля и газа. И если реализовать энергетическую блокаду Крыма, скорее всего, и Украина не получит этих энергетических продуктов, что вызовет энергетический кризис в Украине и потерю голосов на выборах».

По мнению политологов, властям Украины сейчас нужны громкие заголовки в мировой прессе. О крымской теме стали забывать, и президент Порошенко наверняка напомнит о ней во время своего выступления на Генассамблее ООН 29 сентября. Кому-то из политиков поддержка акции может добавить очков перед местными выборами в Украине. Кто-то нагреет руки на контрабандной торговле с Крымом. Но затем, – считают эксперты, блокада полуострова, опять же с молчаливого согласия властей, может свернуться так же быстро, как и началась.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Галина Радевич