Осознанный выбор

В Стамбуле на уходящей неделе проходил саммит Организации исламского сотрудничества.

Яхта «Саварона» – одна из самых больших в мире. Её длина – 135 метров. Она была построена в Гамбурге по американскому проекту в 1931 году. Но через 7 лет турецкое правительство выкупило её и подарило первому президенту Турции Мустафе Кемалю Ататюрку. С тех пор яхта успела послужить в военно-морской академии, пережить пожар, побывать в аренде у частного владельца и вновь вернуться к турецкому правительству. Именно на этой яхте в среду состоялись переговоры двух президентов – Александра Лукашенко и Реджепа Тайипа Эрдогана.

Эти переговоры были примечательны не только местом, но и временем их проведения. В Стамбуле на уходящей неделе проходил саммит Организации исламского сотрудничества. Турецкий президент на правах хозяина должен был встречать руководителей нескольких десятков государств. Но даже при такой занятости он счёл необходимым провести двустороннюю встречу со своим белорусским коллегой.

Визит главы нашей страны в Стамбул вызвал у наблюдателей множество вопросов. Почему Эрдоган пригласил Лукашенко? Почему лидер государства, у которого нет даже статуса наблюдателя при ОИС, выступает на саммите? Да и как многонациональная, но христианская Беларусь оказалась в компании исламских государств?

Ещё не коснулись шасси взлётной полосы аэропорта Стамбула, как масс-медиа запестрили сообщениями под маркой «Что произошло? Беларусь и ислам?». Российская пресса даже успела поёрничать: ближайший союзник Кремля встречается с едва ли не с главным недругом президента Владимира Путина. Как это понимать? А всё оказалось просто. Беларусь – государство независимое и векторы внешней политики формирует самостоятельно.

По статистике, у Беларуси (государства христианского на 90%) с исламом в самом деле немного общего. 25 общин, 25 тысяч мусульман. Но если посмотреть на историю, то окажется, что мусульмане появились в Беларуси ещё в XIV веке. В XXI столетии присутствие Беларуси (пусть пока в статусе потенциального наблюдателя) в Организации исламского сотрудничества объясняется тем, что современные угрозы и вызовы невозможно разделись на христианские и мусульманские. Те же теракты и взрывы касаются всех, поэтому сама организация (вторая по масштабности после ООН) хочет решать проблемы не в своём закрытом клубе, а вместе со всем цивилизованным миром. И к присутствию Беларуси на саммите уважительно отнеслись и политики, и журналисты.

Такие встречи – это ещё и удобный повод завязать новые знакомства и торговые контакты. Экономику развивать надо всем. Двусторонние встречи Александра Лукашенко с высшим руководством Катара, Пакистана, Афганистана, Индонезии – это возможность выстроить новые долгосрочные стратегические отношения. А также ещё раз переговорить о важных работающих проектах с партнёром по Евразийскому союзу – президентом Казахстана.

В том числе и об экономике Александр Лукашенко говорил с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. И то, что беседа проходила не в дежурных ограничениях дипломатического протокола, а на яхте в проливе Босфор, говорит об особом уровне доверия.

Если Анкара считается головой Турции (там принимаются все важные политические решения), то Стамбул – это сердце, которое качает турецкую кровь. Здесь образуется 30% ВВП, здесь собирают половину всех турецких налогов. По оценке аналитиков, в 2025 году Стамбул займёт 14-е место в рейтинге мировых городов по уровню экономики. Сюда стремятся все. На берегах сразу двух континентов живут 25 миллионов человек, которым всё равно, какой у тебя цвет кожи, и всё равно, какая у тебя вера.

Татьяна Красовская-Явуз, редактор журнала «Роксолана» (Турция): «Фраза “священная война” просто была выдернута из Корана и используется людьми, которые хотят войны. Ислам как религия – миролюбивая религия, она вообще не подразумевает никакой агрессии. Нормы и принципы жизни совпадают с нашими».

Татьяне Красовской есть с чем сравнивать. 10 лет назад она уехала жить в Турцию, но не как подумали бы многие, мол, уехала замуж. Она руководит редакцией глянцевого журнала для русскоязычного населения Турции. Муж не препятствует работе, хотя в Турции до сих пор есть обычай, что женщина работать не должна. Трудится лишь четверть женщин страны. Более того, кто в этом стамбульском доме хозяин, ещё большой вопрос. Да и к вероисповеданию каждого здесь относятся с уважением.

Татьяна Красовская-Явуз, редактор журнала «Роксолана» (Турция): «Мой муж не собирался мешать мне в моей вере, а я не собиралась мешать его. За 10 лет много поменялось в нашей жизни. Сначала приходилось элементарные вещи объяснять. Допустим, в турецких домах не принято вешать картины на стены с изображениями людей. У нас такого нет. Достаточно светская семья. Хотя и Турция в целом, если брать людей думающих и активных, движется к светскому образу жизни».

У них растут две дочки, которые больше говорят и читают по-русски, чем по-турецки. А Хакан вряд ли против: если дом – полная чаша, какая религия это осудит? Хотя муж, кроме того что чемпион мира по академической гребле, ещё и серьёзный бизнесмен. Занимается строительством и готов сотрудничать с Беларусью.

Хакан Явуз, бизнесмен: «Наше сотрудничество с севером всегда проходило через Россию, через Москву. Там центр, через который идёт управления всеми компаниями на просторах бывшего Союза. Сейчас кризис серьёзно ударил по бизнесу, и нам нужен новый центр, которому мы бы могли доверять. Беларусь выглядит для нас наиболее предпочтительно».

О том, как строят турки, знает весь мир. Чьи гостиницы стоят на мировых курортах? Сегодня среди лидеров мировой стройотрасли – 20% турецких компаний. А кто в лидерах текстильной промышленности? А в туризме? Сегодня уже все крупные мировые концерны переносят сюда производство. 13 автозаводов известных марок. У Турции – третье место в Европе по производству пластика и шестое по выпуску красок. Так что ответ очевиден: сотрудничать нужно. А графы «вероисповедание» в контрактах просто нет.

Парвиз Кулиев, представитель Белорусской торгово-промышленной палаты в Турции: «Есть одна истина – Бог един. Один светлый, другой тёмный, но Бог-то один – и над тем, и над тем. И я не вижу никаких проблем в продвижении и христианства, и мусульманства».

Сефа Гёмдениз, председатель Турецко-Белорусского делового совета: «У Беларуси большой потенциал: техника, наука, опытные специалисты, опыт в производстве. У Турции большой рынок, тоже есть опыт и связи по всему миру. У нас очень большие возможности».

Продолжением белорусско-турецких отношений активно занимаются предприниматели и дипломаты. Они готовят сразу несколько крупных бизнес-форумов. Так что «перезагрузка» отношений торговых уже состоялась. Визит Александра Лукашенко на берега Босфора оказался весьма продуктивным.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram