Особенный урок. Александр Лукашенко 1 сентября провел беседу со студентами. О чем говорил Президент

Особенный урок. Александр Лукашенко 1 сентября провел беседу со студентами. О чем говорил Президент

Лекцию, которую видели все и которая в очередной раз расставила все точки над i. Ведь и началась нестандартно – откровенно, а это уже визитка нашего Президента. Слушать наставления Главы государства в начале учебного года – элемент тоталитаризма. Такая критика раздалась еще до начала самого события. Согласиться с утверждением невозможно. Хотя бы по той причине, что Александр Лукашенко по первой профессии – учитель истории. А сегодня и был открытый урок истории. Да и в роли лектора Президента выступал, к примеру, почти два десятилетия назад в БГУ. 


И тогда, и сейчас темы актуальные. Глава государства признался, что долго думал и над содержанием, и над формой. В Год исторической памяти это программное событие и ключевой посыл – мы не без роду, как кому-то хотелось бы видеть. И то, что сегодня крепко стоим на ногах, заслуга и мудрость народа, государственность которого зарождалась еще в Полоцком княжестве. 

Погрузил Президент и в сегодняшние реалии. Самые главные политические и экономические вопросы. Но ключевой все-таки была форма. Вопросы как залу, так и из зала. 

Как и должно, перед первым уроком нового учебного года в ожидании учителя дети во Дворце Независимости занимались – кто чем: одни смирно ждали лектора, другие, в основном девочки, прихорашивались, понимая, что попадут в прямую трансляцию, третьи – что-то писали/рисовали в блокнотах. Учитель-Президент урок истории, впрочем, начал с политинформации. 

Дальше Александр Лукашенко продолжил в формате «как для детей»: сколько урожая собрано, почему это важно, что вообще такое – «зерновые» и «колосовые». Продолжил тем, чем мы гордимся, несмотря на санкции – кроме агропрома, это и БелОМО, и БНБК с БелАЗом, и ракетостроение вместе с ПВТ. И – важно: в напряженной обстановке усилия военных на рубежах и силового блока и позволяют нам спокойно работать в своей стране. 

Наука при этом, продолжил Глава государства, интернациональна и мир – глобальный. Но мы в нем пишем свою историю. И это не только героическое прошлое, что может казаться скучным в учебниках, но и современность. Важно просто не продавать сегодня по дешевке нашу память.

Александр Лукашенко школьникам и студентам сказал дословно: я не пришел вам что-то внушать, хотя и это надо, как показал 2020-й. Ведь родителям этих детей Президент тоже читал лекции по истории 19 лет назад – тот урок, очевидно, усвоен был не всеми. Почему? Первых не к доске, но к ответу Глава государства призвал взрослых – что не так с учебниками? Ответ гениален: в учебнике красиво написано про революции, но ни слова о том, как в ней жили не революционеры, а простые люди. 

Взрослые быстро определились, что есть наша, белорусская история – это и глобальность уровня страны, и совокупность локальных историй белорусских семей. Дальше вместе перешли к обсуждению. 

Но учитель аудиторию поправил – все же были в нашей истории и собственные, цитата, косяки. Это тоже нужно признать и не стыдиться этого, а работать на исправление. Но – как? 

И после философского дополнения в виде фразы «Жизнь меняет людей, хотя люди должны менять жизнь» Александр Лукашенко признался, что вот уже 20 минут знакомится с аудиторией, набрасывая острые темы. Но время перейти конкретно к лекции по истории. И вот спрашивает Президент – кто мы и где наши корни? Вопрос коварен тем, что историю всегда подгоняют под политику… 

Президент-учитель говорит о том, что оценивать историю нужно крайне осторожно. Ведь до Советского Союза многовековой белорусский народ прошел путь от Древней Руси. И уже тогда ценности, в то время их называли христианскими, использовались как инструмент для агрессии Запада на Восток. 

Но союзники славян по Грюнвальду своих же предали, поэтому построенная на предательстве Речь Посполитая была обречена. Период в Российской Империи для нас тоже сахарным не был, но та земля была все же нашей. И вот уже тогда стала понятна стратегия против славян – и это стратегия разделения и насаждения вражды. 

Потом был тот самый дискуссионный Советский Союз с польско-советской войной, Рижский мирный договор, разорвавший нашу нацию ради земель для польских панов… СССР вернул не только справедливость, но и силу славянам, пока они едины. 

Когда Союз распался, Запад вернулся к стратегии разобщения славян – прикрываясь уже ценностями «либеральными». Приезжали с этим вопросом и к Лукашенко. 

В итоге там, где удалось народ «либеральностью» надурить (это про Украину и Прибалтику), сносят памятники. Изваяния ответить не могут, а вот живые – да. Которым война у порога не страшна – славяне всегда стойко сжимают зубы перед лицом внешнего врага. А вот Евросоюз своей либеральной несамостоятельностью катится в пропасть. А мог бы взбираться на вершины в коалиции со славянами. 

«Россию им не победить!», «Мир станет многополярным», «Внешнего управления в Беларуси не будет, попробуют этот курс сломать – ответим» – это то, что тезисно должны были записать дети в конспект. И когда урок вроде как собирались заканчивать – оказалось, что политинформация некоторым нужна более глубокая. 

Александр Лукашенко был вынужден повторить и про фейки о синих попах и якобы зверствах российской армии в Буче, то, что уже давно можно было понять, если все же читать даже не столько информацию прогосударственную, сколько – просто честную. Президент уже как Президент повторил – нужно соблюдать законы. И, раз уж первым вопросом ящик Пандоры в политинформации был открыт, – началось. Честно и о главном. 

А тяжело ли работать Президентом? На этот вопрос – логичный и не в первый раз ответ, что это самая сложная работа в мире и что Президент – как белка в колесе. Но если уж есть просьба сфотографироваться прямо во время урока – пожалуйста, эту вольность учитель простил. Дети потом спрашивали разное, от эффекта от акции «Поезд памяти» до сотрудничества Беларуси с Китаем. Но, конечно, рано или поздно в вопросе должно было прозвучать это взрослое слово «суверенитет». 

Спрашивали у Александра Лукашенко… многое. Вопросов было бы меньше, если бы школьники и студенты смотрели новости на ОНТ – у нас даже за последние пару месяцев были ответы Президента и про то, что происходит и будет происходить на Украине, почему многополярный мир для Беларуси – это благо, потому что тогда мир и мы в нем будут спокойнее. Разве что Александр Лукашенко добавил, что скоро на Украине будет развязка… Но было кое-что в ответе Главы государства особо важное. То, что дети обязательно вспомнят через много лет. 

А пока же – прошлись на флажке по насущному: что будет с ЦТ – Президент честно и резко сказал, что в ЦТ много минусов; а вот для тех, кто желает познавать красоту родной страны, создадут все условия. Хотя наверняка – будут и ошибки. Ведь это нормально. 

И когда перешли уже больше не к вопросам, а к шуткам – в общем-то, стало понятно, что урок пора заканчивать. Тем более что в оригинале анекдота было не про Гитлера, а про Зеленского… 

Над бедой украинского народа, конечно, можно и шутить, но куда важнее – учиться не только на своих исторических промахах, но и на ошибках других людей и наций. 

Почти четыре часа урока – это, конечно, много, да и спектр затронутых тем настолько широкий, что по полочкам разложено в голове наверняка не у всех учеников, что во Дворце Независимости, что по всей стране, там, где в аудиториях смотрели прямую трансляцию лекции. Но для того, чтобы усвоить этот урок, у ребят и девушек впереди – вся жизнь. С усвоением важно не затягивать – время сейчас такое. 

Что же касается учителя, то есть Президента, то он как человек архиопытный наверняка тоже сделает выводы. По тому, какими были вопросы из аудитории и реакция на главные тезисы – ведь это срез нашей молодежи и наших детей. И выводы учитель сделает важные для всей школы. Это, конечно, образно. 

Фото: БЕЛТА


Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Беларусь