​История регулирования земельного законодательства современной Беларуси знает разные этапы. Жёсткий централизованный контроль сменялся более адаптивным губернаторским.

История регулирования земельного законодательства современной Беларуси знает разные этапы. Жёсткий централизованный контроль сменялся более адаптивным губернаторским.

После чего право принимать решение по земле было вновь передано на президентский уровень. Всякий раз эти изменения преследовали одну цель – повысить эффективность использования главного природного ресурса Беларуси, сохранив его при этом для будущих поколений.

Высокий забор, а на воротах – замок. Но внутри, отмечают представители землеустроительной службы, нет ничего, кроме недостроенного административного здания. Хотя уже полтора года как должно работать предприятие по выпуску строительных растворов и пеноблоков.

Именно под этот проект частной компании «Дэлмакс» был выделен песчаный карьер на месторождении «Мазуры». Но актив оказался настолько соблазнительным, что инвестор забыл об обязательствах. Зачем рисковать и вкладываться в производство, если можно просто копать и продавать готовый строительный материал – песок, который, к тому же, достался практически даром. Вложений почти никаких, зато деньги можно грести даже не лопатой – экскаватором. Спустя четыре года, когда пришло время расстаться с песчаной жилой, компания стала «засыпать» администрацию Дзержинского района просьбами продлить концессию – форму партнёрства, когда при государственной собственности на землю доход от её эксплуатации идёт на счёт частного инвестора. А ещё компания попросила предоставить… второй карьер. Вдруг получится не только сохранить, но расширить нехитрый, но прибыльный бизнес. Таких «генералов песчаных карьеров» местная власть решила снять с довольствия.

Сергей Шимук, начальник землеустроительной службы Минского облисполкома: «Землепользователь «Дэлмакс» обязан закончить выработку карьера и произвести рекультивацию земель. Рекультивация не произведена, более того – организация самовольно заняла полгектара пахотных земель».

Сейчас с компании взыскивается земельный налог в десятикратном размере. Комментарий её владельца получить не удалось: на назначенную встречу он не пришёл. Телефон отключил.

На карьере в соседнем с Минском районе песок извлекают, тщательно сортируют по величине частиц, но не продают. Объясняют: это ценное сырьё для нового завода панельного домостроения. Вложив 30 миллионов евро, частный инвестор год назад запустил предприятие по выпуску бетонных конструкций. Его уникальность – в универсальности: из блоков, как из деталей «лего», можно строить что угодно – от коттеджей, паркингов и торговых центров до 20-этажных домов любых планировок. Ещё одно рыночное преимущество – качество. Внутренняя часть блоков получается гладкой, как зеркало, стены без подготовки можно сразу красить. Именно для этого нужен свой карьер с песком.

Евгений Пилинкевич, заместитель директора предприятия «Современные бетонные конструкции»: «По цементу в Беларуси вопросы закрыты, по щебню также всё нормально, но достойного песка по качеству не было. Ситуацию объяснили облисполкому и сошлись на том, что нужен собственный карьер».

Производство запущено, а вот административное здание только достраивается – эта малозаметная деталь говорит о приоритетах владельцев: сначала дело, как можно быстрее компенсировать инвестиционные затраты, остальное вторично.

Два примера, два карьера – но совсем разные мотивы и подходы к земле. Навести порядок в этой сфере, расставить точки над «и» в отношениях с инвесторами, которые не исполняют обязательства, выработать чёткие правила оценки и контроля для проектов на выделенных гектарах. Это ключевые поручения Президента на совещании по земельным вопросам.

Гектары плодородной земли, о которых упомянул Александр Лукашенко, получил иранский инвестор под строительство логистического центра. Но огромные площади пустуют. Бизнесмены винят структуры МЧС, которые не дают разрешение на эксплуатацию того, что есть, а дальше строить нет смысла. Инспекторы в свою очередь доказывают: здания не безопасны. В Минском облисполкоме утверждают, что инвестор вместо логистического центра ограничился складами, которые распродаёт по отдельности. Причём цену формируют не столько строения, сколько земля, которая продавцу досталась бесплатно. Прозрачный намёк: речь идёт не столько об инвестициях в производство и создание рабочих мест, сколько о спекуляциях с земельными участками. Что привело к подобной ситуации: хитроумие инвесторов или нарушение коммуникаций между ними и чиновниками? В любом случае, порядок должен быть везде и во всём: и на бумаге, и на стройплощадке, и в голове.

В Минском облисполкоме все проекты-долгострои готовы пересчитать на пальцах одной руки: помимо логистического центра, это ещё две гостиницы, автозаправка с придорожным сервисом и расширение автомобильного и строительного рынка «Кольцо». Неудач не так уж и много, если учесть, что с 2009 года в регионе реализовали 240 проектов – больше, чем в любой другой области.

Настоящий бум инвестиционной активности вызвал десятый президентский Декрет, который предоставил бизнесу немало льгот: например, право бесплатно получить землю и ввезти оборудование без уплаты таможенных пошлин и НДС. Взамен – инвестиционные и производственные обязательства. Но, очевидно, не все правильно рассчитали свои возможности. Единой же стратегии, что делать с теми проектами, на завершение которых у компаний не хватило сил и ресурсов, пока нет. Хотя, например, в Минской области схему, похоже, проработали.

Павел Юхневич, председатель комитета экономики Минского облисполкома: «Президент дал инвесторам два месяца на то, чтобы самостоятельно реализовать объекты новым собственникам для завершения строительства. Иначе Минскому облисполкому дано право оценить и реализовать эти объекты на открытом аукционе другим инвесторам с компенсацией понесённых затрат, льгот и преференций. Что останется – вернуть инвестору».

Разумеется, определять будущее каждой гостиницы или склада – это не уровень руководителя государства. Поэтому Александр Лукашенко поручил правительству и местной вертикали разобраться с нынешними долгостроями, а также выработать чёткую систему: при каких обстоятельствах следует подождать и оказать инвестору необходимую помощь, а при каких – просто с ним распрощаться. С возвратом тех самых гектаров.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Александр Злобин
Операторы:
Геннадий Челей