Оружейная палата

​Правоохранительные органы Беларуси решают задачи, может быть, не столь технологичные, но не менее актуальные. В стране проходило что-то вроде «гонки разоружений» – специальное комплексное мероприятие «Арсенал». Цель – снять со стены то самое ружьё до того, как прогремел выстрел.

Правоохранительные органы Беларуси решают задачи, может быть, не столь технологичные, но не менее актуальные. В стране проходило что-то вроде «гонки разоружений» – специальное комплексное мероприятие «Арсенал». Цель – снять со стены то самое ружьё до того, как прогремел выстрел.

Человек, спокойно идущий по улице с охотничьим ружьём, в любой другой из 360 дней в году наверняка вызвал бы переполох в городе. Но в милиции шутят: есть в календаре одна неделя, когда такая картина привычна.

Сдать незарегистрированное оружие в милицию на самом деле можно в любое время. Но число добровольцев резко возрастает в дни проведения операции «Арсенал». Объявления в прессе, индивидуальные беседы с участковыми и «сарафанное радио» – первыми приходят охотники.

Анатолий Береза, охотник: «Предназначено оно по зверю, по уткам, по птице, по зайцу. Семь лет отходил с этим ружьём».

За охотниками «подтягиваются» и прочие владельцы «неучтёнки». Одним трофейное ружьё досталось по наследству, другие французский мушкет нашли на дачном участке, третьи пистолет Макарова купили у соседа. Хранение таких трофеев без лицензии грозит лишением свободы на срок до 12 лет. Но если сдать добровольно, то преследования не будет. Впрочем, в милицию идут лишь самые ответственные, другим проще оружие, как говорится, «сбросить».

Дмитрий Баклашов, старший инспектор по разрешительной работе ООПП Вилейского РОВД: «Сотрудник наш на свалке бытовых отходов обнаружил предмет, похожий на чехол охотничьего ружья. В чехле оказалось старое оружие, предположительно, конца XIX века».

«Арсенал-2015» собрал «урожай» из 350 добровольно сданных единиц оружия. В основном это охотничьи ружья, малокалиберные винтовки и пневматика. Но есть и редкие экземпляры: пулемёт МГ-42, получивший в Великую Отечественную прозвище «циркулярка Гитлера», 8 чудом сохранившихся гранат Первой мировой и даже знаменитый шестизарядный «Кольт» оригинальной американской сборки.

Андрей Свидинский, старший инспектор по разрешительной работе Советского РУВД г. Минска: «За вчерашний день добровольно сдали на уничтожение обрез охотничьего гладкоствольного оружия довоенного производства, также боеприпасы. Также вчера гражданин сдал газовый пистолет».

Впрочем, «Арсенал» – это не только усиленное ожидание граждан в пунктах сдачи оружия. Всего за неделю больше 200 единиц изъяли принудительно, 300 человек привлекли к административной ответственности, завели 18 уголовных дел. Чаще других под санкции за «неучтёнку» попадают браконьеры.

Владельца 16-калиберного ружья  Sauer 1924 года в Дрогичинском районе пришлось догонять по болотам. Заметив патруль, мужчина выбросил оружие и пустился в бега. Но скрыться не удалось, и уже в отделении горе-охотник, в кармане которого нашли четыре патрона, признался: старый немецкий трофей достался от отца, вот и решил пострелять – в заказнике. Нарушителю теперь грозит два года исправительных работ.

Виталий Кивель, начальник отдела охраны правопорядка и профилактики Дрогичинского РОВД: «Помимо направления материалов о решении вопроса возбуждения уголовного дела, данный гражданин привлечён к административной ответственности за хранение незаконного оружия. В отношении него составлен протокол и направлен в суд Дрогичинского района».

Любителей поохотиться без лицензии на оружие с каждым годом становится всё меньше, говорят лесники. Еще 10 лет назад браконьеров с «неучтёнкой» встречали целыми группами, сейчас такие случаи единичны. Впрочем, добровольно «складывают оружие» не больше половины нарушителей.

Михаил Амельянович, министр лесного хозяйства Беларуси: «Раньше таких случаев было много, но тенденция идёт к уменьшению. Количество незарегистрированных ружей, я думаю, становится всё меньше и меньше».

А вот к увеличению количества незарегистрированного оружия этой осенью готовились в южных районах страны. Ведь в соседней Украине какой-либо учёт сейчас существует лишь на бумаге. Контролировать незаконный оборот пистолетов, ружей и даже автоматов в стране, где фактически идёт война, просто невозможно. Пограничники всё чаще слышат выстрелы в лесах всего в километре от границы, поэтому пункты пропуска перевели в усиленный режим.

Юрий Сенько, председатель Государственного таможенного комитета: «Попытки перемещения могут быть даже в большей степени, чем на других закрытых участках границы. Ввоза партии оружия не документировалось, единицы оружия: травматического, огнестрельного, охотничьего оружия, боевого оружия – не задерживалось в этом году».

Усиливают во время «Арсенала» и работу с так называемой группой риска. Чаще всего на владении незарегистрированным оружием попадаются ранее судимые граждане, у которых когда-то была вполне законная лицензия на хранение. На втором месте рейтинга – охотники, которые по какой-либо причине лицензию не продлили. По этим категориям дела заводятся в каждом втором случае.

Изъятый пистолет или ружьё криминалисты первым делом отстреливают: порой после случайной находки раскрываются самые запутанные уголовные дела. Затем «чистое» оружие передают экспертам для оценки.

Андриан Кохнович, начальник отдела лицензионно-разрешительной работы управления профилактики МВД Беларуси: «В дальнейшем принимается одно из следующих решений – это передача экземпляров, имеющих культурную либо историко-культурную ценность, в музеи. Часть оружия уничтожается».

На каждые 20 уничтоженных единиц оружия, говорят в милиции, приходится одна винтовка, пистолет или пулемёт с уникальной историей. Такие трофеи – мечта для любого музейного работника.

Война 1812 года, Первая мировая и особенно – Великая Отечественная. После многочисленных боевых действий белорусская земля полна такими образцами вооружения. Большинство из них, конечно, потеряли огневую мощь, но по-прежнему представляют большую историческую ценность. Поэтому после каждой операции «Арсенал» музеи пополняются новыми экспонатами.

А вот превращать в музей свою квартиру милиция, мягко говоря, не рекомендует. Практически все владельцы «неучтёнки» упорно доказывают: мол, никаких преступных целей не было, оружие хранили как память о дедушке или просто для красоты. Но даже на «коллекцию» из одного ружья нужно получить специальное разрешение, а хранить огнестрел можно только в сейфе. Изъятия, крупные штрафы и уголовные дела на самом деле – мера профилактики. Ведь один раз в год стреляет даже палка. А ружьё или пистолет выстрелит наверняка.

Подписывайтесь на нас в Telegram