«Если я помогу хоть одному человеку,
тогда буду считать, что состоялась!»
(Ольга Брониславовна Даргель)
Родилась Ольга Брониславовна Даргель в маленькой живописной деревеньке Пожардье, что в Браславском районе Витебской области. Сегодня этого населенного пункта уже нет на карте Беларуси. В семье Даргель было четверо детей. Жили небогато, но дружно и весело. Во многом эта заслуга главы семейства. Отец Ольги Брониславовны сам выучил грамоту, знал наизусть стихи и поэмы русских классиков. А уж какие песни и частушки пел! И эту любовь к знаниям и жизни он сумел привить своей младшенькой, Олечке. Папы уже нет давно, а в ее памяти до сих пор строки Некрасова из поэмы «Саша»: «Плакала Саша, как лес вырубали…».
Воспоминаний о войне у Ольги Брониславовны немного: маленькой Оле не было и года, когда немцы оккупировали ее родную деревню. Запомнилось, как во время обстрела над головой пролетали снаряды, а Оля с мамой прятались в канаве. Мама накрыла собой малышку и приговаривала: «Тише, Оля, тише, а то нас убьют…». Господь уберег.
С детства усвоила Оля и наставление мамы: «Не бяры нiчога i не бойся нiкога!». Так и жили. Никогда не воровали, всегда делились тем, что было. Принесет старший брат маленькой Оле чернику (немного совсем – полжменьки), и девочка несет в своей хрупкой ладошке ягодинки маме, бабушке, сестре и дяде Ване… Иван Дешко, его Ольга Брониславовна ласково называет дядей Ваней, был командиром партизанского отряда. Война забрала у него самое дорогое – родных, и семья Даргелей стала для него вторым домом. Маленькая Оля напоминала ему потерянную дочку. Когда командир Дешко уходил на задание, всегда просил девочку спеть частушки. Оля забиралась на стул и пела…
В сорок восьмом Оля Даргель пошла учиться в первый класс. Училась очень хорошо. Новые знания девочке давались легко. Улыбается, вспоминая, что ее фотографию как поместили на доску почета, так и не снимали до конца выпуска из школы. Была не только отличницей, но и активисткой: председателем совета дружин, секретарем комсомольской организации.
Окончив 10 классов, решила отправиться в Минск. Поступать деревенская девушка решила не куда-то, а в Белорусский государственный университет! Выбор пал на филологический факультет. Шел 1959 год. Преимущество при поступлении в институт в хрущевские времена получали те, кто имел стаж работы, хорошую производственную характеристику или отслужил в армии. У Оли Даргель не было ни первого, ни второго, ни третьего. Но она поступила!
Учеба девушке давалась легко – помогал «фундамент» знаний, заложенный в школе. Все пять лет Оля получала повышенную стипендию в четыреста рублей. Неизбалованной деревенской девушке этих денег хватало и на еду, и на наряды.
Начиная со второго курса, Оля ездила в диалектологические экспедиции. А уже на пятом курсе такую экспедицию возглавила. Девушка собирала диалекты Воложинского района. Увлечение Оли вылилось в дипломную работу, которую она защитила с отличием. В аспирантуру старательную студентку звал не кто-нибудь, а Михаил Иванович Жиркевич – белорусский языковед и кандидат педагогических наук! Девушка отказалась. Времена тогда были сложные: родители помогали чем могли, но Оля понимала, что кормить себя должна сама. А на стипендию в аспирантуре свести концы с концами едва ли удастся…
Михаил Иванович не терял надежду увидеть талантливую студентку в числе аспирантов и предложил девушке поехать отрабатывать в Беличскую школу, что в Слуцком районе. Школа была на хорошем счету, и перед отъездом он дал Ольге наставление: «Малейшая оплошность – заберу тебя в аспирантуру!». И Оля поехала!
Работала по совести: в учеников вкладывала душу и была уверена, что любого мальчонку или девчонку можно научить грамоте. Молодой учительнице доверили самый успевающий класс в школе. Правда, после первого диктанта из 30 учеников только один написал на тройку, все остальные – на двойки и единицы. Это был вызов! Ведь сдаваться не в ее правилах! И она предложила ребятам приходить на занятия не в 8.30, а на час раньше. Никто не отказался: каждый день в 7:30 собирался полный класс. К концу четверти многие из них стали писать на «хорошо» и «отлично». Руководство школы ставило молодую учительницу в пример опытным коллегам. Те, конечно, обижались, но Ольга на них зла не держала. Понимала, что жизнь деревенской женщины никогда не была простой: нужно было и за хозяйством смотреть, и семью кормить, и работать…
Через год 25-летнюю девушку направили в другую школу Слуцкого района. Там ей предстояло работать завучем. Задача перед Ольгой стояла непростая: ее предшественницу сняли с работы за конфликт с учительницей (последняя сгоряча запустила в начальницу графином). Но Ольга верила, что подход можно найти к любому человеку. Нужно только суметь увидеть в каждом что-то хорошее. Вспоминает, как на педсовете похвалила учительницу, а та заплакала. Оказалось, эту женщину никогда не хвалили… Ольга Брониславовна не скрывает: и критиковать приходилось, но старалась не выносить сор из избы и «метод кнута» применяла только с глазу на глаз.
В шестьдесят шестом собиралась переехать на Браславщину, там ей предстояло работать завучем в оздоровительной школе. Но глава Слуцкого района вызвал Ольгу и предложил ей должность директора восьмилетней школы. И она отказалась! На все у нее было свое мнение. Ее часто за него критиковали, но и уважали тоже благодаря ему! Ольга забрала документы и уехала.
Через несколько недель ее вызвали в обком комсомола. Организовывали новый район – Стародорожский – и ей предложили занять место секретаря райкома комсомола. Когда назначали на такие должности, не принято было спрашивать о размере жалованья и жилищном вопросе. Назначили – работай!
И снова судьба бросила Ольге вызов. Всего за несколько недель ей нужно было создать в районе систему комсомольского политпросвещения. Понимала, что будет сложно, но ведь ничего невозможного нет! На помощь пришел случай. Однажды первый секретарь райкома Василий Яковлевич Журов проводил семинар, на котором собирались секретари партийных организаций. Была среди них и Ольга Даргель. Когда закончилось выступление Журова, девушка подняла руку и попросила помочь создать ей ту самую систему политпросвещения. Только потом она узнала, что после первого секретаря говорить непринято. Но смелую девушку поддержал сам Василий Яковлевич!
Так прошло полтора года. Вскоре Ольге Даргель предложили пойти в школьный отдел обкома комсомола. Этот жизненный отрезок она вспоминает с особой теплотой, хоть и называет его настоящей школой жизни.
Как-то принимали «Поезд дружбы», который привез делегацию детей ГДР, организованную Обществом германо-советской дружбы. Всего по обмену приехали 80 мальчишек и девчонок. Ольге Брониславовне и ее помощнице нужно было разместить ребят. Все было на хрупких женских плечах: находили транспорт, инструктировали семьи, в которых предстояло жить ребятам. И нужно было судьбе подбросить Ольге Дарель новое испытание!
…16-летний немец-подросток сбежал из лагеря. Искали его по всей округе, да не было нигде парня. В надежде на помощь Ольга позвонила в ЦК КПБ. От отчаяния рыдала в трубку и просила о помощи. Нашли! За сутки до отъезда поезда. Оказалось, у мальчика было не все в порядке в семье, и нервный срыв спровоцировал конфликт со сверстниками. Ольга отнеслась к нему как к родному и сама посадила на поезд.
Ольга Брониславовна всегда считала себя патриоткой и говорит об этом с гордостью. Однажды ей предложили работу завучем в русской гимназии в Болгарии. Она отказалась. Аргумент был весомый – она любит свою Родину!
В 1975-м году Ольгу Даргель направили в Минский райком партии, там она 5 лет работала в должности секретаря по идеологии. Столичный регион всегда был непростым, но Ольга Брониславовна никогда не жаловалась: там, где другие умывали руки, она искала возможности. И находила! Как-то при подготовке республиканского семинара за ней закрепили колхоз им. Гастелло. И сама подготовка была под угрозой срыва. Мало кто верил, что у хрупкой девушки получится что-то изменить. Принимать работу приехал сам Машеров. У нее получилось! После похвалы от первого секретаря ЦК КПБ ее зауважали даже ярые скептики.
Потом была учеба в Высшей партийной школе и работа заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации обкома партии, а еще через год – заместителем заведующего отделом оргпартработы. Трудилась много: Ольга Брониславовна отвечала за кадры, готовила доклады, организовывала мероприятия. Ее всегда ценили. Потому что все время старалась. Потому что искренне любила свое дело.
Судьба вела ее дальше. В сентябре 1984 года в Минский облисполком срочно понадобился заместитель председателя по социальным вопросам. Собеседовал ее тогдашний первый секретарь ЦК КПБ Николай Никитович Слюньков – проверял уровень компетентности и сообразительности кандидата в заместители. Ольга Брониславовна эту проверку прошла. А Николай Никитович на прощание заметил: «Вы будете одним из лучших работников!». Как в воду глядел…
Минский областной Совет депутатов кандидатуру Ольги Даргель утвердил. С первых же дней новоиспеченный зампред берет бразды правления в свои руки. Для начала нужно было войти в курс дела. Но не просто принять дела, а изучить проблемы вверенных отраслей изнутри. Позвонить и встретиться с министрами, чтобы узнать слабые места в работе ведомства – никто до нее этого не делал. Если уж работать, быть передовиком или не работать вовсе! Время было созидательное. За год осваивали столько денег, выделенных на строительство социальных объектов, сколько раньше – за пятилетку. Строили школы, детские сады, санатории, парки…
В 1986-м ее отправили делегатом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Знаковая поездка. Ольге Браниславовне приходилось выступать на заседании комиссии по социальным вопросам ООН. Ее доклады неизменно пользовались популярностью: члены иностранных делегаций не только внимательно слушали, но и забирали подготовленные материалы с собой. Кроме работы удалось тогда и посмотреть страну: Филадельфию, Вашингтон… Видела Рональда Рейгона и его супругу Ненси. Она тогда еще не знала, что вскоре еще не единожды вернется в Нью-Йорк… Позже, уже будучи министром, решением правительства за ней закрепили членство в комиссии социального развития ООН.
Со своим будущим мужем Ольга Брониславовна познакомилась еще в далеком 1966-м году. Тишкевич Альфонс Ильич тогда работал заведующим организационным отделом минского обкома ЛКСМБ. Поженились лишь спустя 23 года… Как говорит сама Ольга Брониславовна, сошлись два одиночества. Оба трудоголики, отдали все работе и любимому Минску. Но за все нужно платить: своих детей не нажили, но нерастраченную любовь дарят внучатым племянникам.
В 1990-м Ольга Даргель возглавила отдел по вопросам социального и культурного развития Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь. Об этом отрезке своей жизни она говорит так: «Каждое утро поднимаюсь на работу и плачу, так не хотела туда идти. А потом встаю и иду». Как бы сложно ни было, сдаваться не в её правилах! Ведь люди не любят слабых, любят сильных. Из любой ситуации Ольга выходила достойно, пусть иногда с потерями, но всегда поднималась и шла дальше навстречу судьбе.
Но самая сложная и знаковая работа, к которой она шла всю жизнь, была еще впереди… В 1993-м году председатель Верховного Совета Станислав Станиславович Шушкевич предложил ей должность министра социального обеспечения. Утвердили ее почти единогласно. Даже те, кто когда-то ухмылялся, шептался за спиной, поддержали ее кандидатуру! На вопрос коллег, зачем ей это нужно, ведь работа предстояла чрезвычайно сложная и ответственная, Ольга Брониславовна улыбалась и скромно отвечала: «Если я помогу хоть одному человеку, тогда буду считать, что состоялась!».
Работу в министерстве пришлось перестраивать. В начале 1990-х министерство соцзащиты то закрывали, то открывали. Его просто не воспринимали всерьез. А ей очень хотелось все изменить: выстроить новую систему и окружить себя людьми, которые болеют за дело так же, как она…
В 1994 году прошли первые в истории суверенной Беларуси президентские выборы. Александр Лукашенко утвердил ее министром нового состава правительства одной из первых. Фонд социальной защиты подчинили министерству, один из комитетов в Совете министров тоже отошел в состав ее министерства. Вот сейчас можно было развернуться! Конечно, бывшее руководство фонда соцзащиты не испытало особого восторга в потере автономности, не нравился новый статус и членам комитета при Совете министров… Где это видано, чтобы генералы подчинялись женщине! Она никого не удерживала. Кого новое положение дел не устраивало, сложили полномочия и ушли. Остались лишь те, кто болел за дело.
Конечно, этот путь не был усыпан розами. Работа была на износ. Проводила приемы граждан. И проблему каждого человека воспринимала как свою собственную. Многие приходили выплакаться, высказать, что наболело. Вот так примет бывало 50 человек, выходит на свежий воздух из кабинета и не помнет куда идти. Жила работой, проблемами страны. И всегда повторяла и повторяет: «Делайте так, как делали бы для своих близких – отца, матери, дедушки, бабушки... Тогда не ошибетесь с принятым решением».
На заседаниях Совета Безопасности ее фамилия звучала чаще остальных: Даргель и критиковали, и хвалили. Чего к этой женщине никогда не испытывали, так это равнодушия. Строгая, справедливая, честная, своих принципов она не нарушала и часто говорила другим то, что им не нравилось. Министерство финансов даже написало на нее докладную Президенту. Но Глава государства поддержал Ольгу: в то непростое для страны время как никогда нужны были такие специалисты – решительные, волевые и болеющие за дело. Потом она еще не раз скажет, что если бы не Президент, ее давно бы сняли с должности…
За восемь лет но посту министра многое было сделано: разработана концепция по адресной помощи, создана президентская программа «Дети Беларуси», программа по проблемам пожилых людей, предприняты шаги по реформированию пенсионной системы. Строили санатории, дома-интернаты. По инициативе министерства 5 января был объявлен Днем работников социальной защиты…
Дело Ольги Брониславовны и ее коллег и сейчас живет: реализовывается уже четвертая президентская программа «Дети Беларуси», концепция адресной социальной помощи обрела новую жизнь, медленно, но верно Беларусь идет к реформе пенсионной системы…
Ольга Брониславовна говорит, что не справилась бы в одиночку и с гордостью вспоминает своих коллег. Как бы ни было сложно, но ее всегда окружали не только профессионалы, но и хорошие люди. Министерство было для нее вторым домом – большим и дружным, без склок и интриг. Так она построила работу с первого дня и ей хочется верить, что так оно и есть до сих пор… Несмотря на то, что ее министерство ушло вместе с ней: в 2001 году министерство социальной защиты объединили с министерством труда. И есть в ее улыбке капля горечи, когда говорит: «Экс-министр – это когда есть приемник. А у меня его не было, мое министерство ушло вместе со мной!».
Служению стране и людям Ольга Брониславовна Даргель отдала не много не мало 43 года своей жизни. Всегда старалась, искренне любила труд. И эта ее старательность и непрестанное желание помогать людям не остались не замеченными. Ольгу Браниславовну уважали, ценили и помнили. Ей доверяли и были благодарны.
За время работы Ольгу Даргель не раз награждали грамотами и медалями, выписывали благодарности. Самая значительная награда – Орден Отечества III степени из рук Главы государства. На нее выдвинули люди – Республиканский совет ветеранов, в президиум которого она входит и сейчас. Александр Лукашенко поддержал кандидатуру Ольги Браниславовны.
Помнят и ценят ее и бывшие коллеги: звонят, интересуются здоровьем, поздравляют с праздниками. Наверное, потому что Ольга Брониславовна всегда оставалась человеком душевным по отношению к другим людям. Она хоть была и строгим руководителем, голос на подчиненных никогда не повышала. Ведь кричит слабый, сильный может спокойно объяснить. Начальница, сама была примером: трудилась с утра до вечера, когда было нужно, работала и в праздники, и в выходные. На нее ровнялись и ровняются сейчас…
Не сидит без дела Ольга Даргель и на заслуженном трудовом отдыхе: состоит в президиуме Республиканского совета ветеранов, выполняет там разные поручения и задания. Два года назад ездила в командировку в Украину. Входит в Экспертный совет по проектам государственных программ при Совете Министров. А ещё примерно раз в квартал проходит совет старейшин при Минском облисполкоме. Там она работает вместе с супругом, Альфонсом Ильичом Тишкевичем, бывшим председателем Минского облисполкома.
В свободное время Ольга Брониславовна с супругом ходят в пушкинскую библиотеку. Любят разные литературные жанры: Альфонс Ильич увлекается историческими темами, экономической и политической литературой, она зачитывается биографиями интересных людей и любит классиков белорусской литературы – Янку Купалу и Якуба Коласа.
… Как-то лет пять назад Ольга Брониславовна ездила отдыхать в санаторий «Белая вежа». Когда-то в этом местечке под Каменцом не было рабочих мест, а возведение санаторно-курортного объекта было под вопросом. Сейчас этот санаторий считается одним из лучших в республике, но работницы санатория помнят, с чего все начиналось и до сих пор благодарят Ольгу Даргель. А она ими гордится и радуется, что дело ее и ее коллег живет. С грустью говорит, что многих уже нет в живых… Но живет и будет жить их дело.
Наверное, это и есть подтверждение того, что Ольга Брониславовна Даргель всю жизнь занимала свое, предназначенное судьбой место.
Светлана Тихонова
Подписывайтесь на нас в Telegram