Запоздалая весна, так резко вступившая в свои права в средине недели, принесла немало хлопот спасателям. Для них климатический конец зимы – самое сложное время. Фанаты весеннего клёва (как они сами себя называют, бессмертные рыбаки) уходить с водоёмов не собираются. Немало и любителей сократить дорогу по тонкому льду. С начала года в стране утонули более 20 человек. Почему людей так и тянет на верную гибель, попытался разобраться Константин Степанец.
Спас тонущего незнакомца, а через две недели и сам в такой же ситуации лишился брата. Его вытащить из воды просто не успели. В марте Владимир Двоежонов прославился на всю страну. Артиллерист из Слонима спас пенсионера. Пожилой мужчина провалился под лёд. Говорит, ехал в тот день на работу с коллегами, заметил тонущего, не раздумывая разделся, схватил толстую ветку, бросился на помощь.
Владимир Двоежонов: «Он не за себя боялся, а за меня боялся. Я, наоборот, не за себя боялся, а за него. Я шёл с конкретной целью – спасти человека. Там отступать было некуда. Сказал, что не уйду, собрал в себе силы и вытащил его оттуда. Правда, сейчас не могу понять, откуда эти силы взялись».
Парня наградили, герои истории подружились, семья гордилась. Спустя всего две недели в Островце под лёд ушёл старший брат. Теперь Владимир Двоежонов вновь и вновь приходит на это место. Зажигает лампаду, смотрит на воду и винит себя за то, что в то утро оказался вдали от дома. 2 апреля брат Пётр спешил по делам и решил сократить путь. Пошёл через озеро. Так делают десятки жителей Островца (тропа до сих пор видна на тонком льду), но не повезло лишь ему.
Владимир Двоежонов: «Старший брат говорил, что он, если бы представилась ему возможность, совершил бы такой же поступок. Буквально за день до своей гибели позвонил, сказал эти слова. Это последнее, что я от него услышал».
Брата больше нет. В среду Петра похоронили. 37 лет, ни жены, ни детей, только мать и четверо братьев и сестёр.
Дом всего в 200 метрах от кладбища, а рядом с ним пост МЧС. Родные не могут смириться с потерей. Сотрудники МЧС прибыли на вызов, но помочь не смогли. По заключению экспертов, мужчина погиб от переохлаждения.
Заславское водохранилище (или, как привычнее, Минское море) – место столичных рыболовов. Градусник днём начал показывать уверенный «плюс» лишь недавно, но у водолазов спасательных станций сейчас по-настоящему горячее время.
Обходов акватории в день совершают два-три. Обошли группу рыбаков, предупредили. Не прислушался ни один. Уверяют, что иначе кот домой не пустит.
Артём Дядев, водолазный специалист водолазно-спасательной службы Минской городской организации «ОСВОД»: «Площади акватории огромные. Уследить за людьми очень сложно. Сейчас мы на Минском море – 11 квадратных километров. Как мы можем обойти? Представьте, сколько надо здесь людей, чтобы всех отследить и каждый угол закрыть. Это очень сложно. Многие рыбаки неадекватно реагируют на доводы».
В минувшую субботу здесь же, недалеко от спасательной станции «Крыница», рыбак-таки нырнул. Хорошо, что вовремя заметили. Сработали оперативно, спасли. Но это, как говорится, повезло рыбаку.
Артём Дядев, водолазный специалист водолазно-спасательной службы Минской городской организации «ОСВОД»: «Если он находится от спасательной станции в двух километрах, то при всех физических способностях наших водолазов и спасателей добежать до него будет крайне тяжело, а у него – пять минут в лучшем случае».
Весной с опасностью сопряжён даже сам выход на лёд. Расстояние между берегом и кромкой на весеннем солнышке увеличивается буквально с каждым часом. Если с утра вы попадаете сюда по такой доске, то вечером вас могут эвакуировать уже только на лодке. Кроме того, есть ещё одно существенное отличие весеннего льда от осеннего. Более тонкий, но монолитный осенний лёд ломается, как правило, с треском, весенний лёд может уйти из-под ног совершенно бесшумно. Был человек – и нет человека.
Сейчас на местном уровне по всей стране изданы запреты о выходе на лёд. Но они носят, что называется, рекомендательный характер.
Олег Борозна, ведущий специалист Белорусского республиканского общества спасания на водах: «Если предупреждаем человека, а он не прислушивается, то приходится вызывать наряд милиции. Составляется административный протокол. Предупредить можно один раз, второй. Но если провалится – это дополнительный риск для того, кто его спасает. Получается, что будет не один несчастный случай, а может быть и два, и три».
Всего за прошедшую зиму погибли около двух десятков человек. Почему цифра неточная? Меняется сейчас буквально с каждым днём. Одна из последних печальных новостей: на реке Ушача в Полоцком районе под лёд провалился рыбак. Коллега-пенсионер попытался ему помочь, но и сам оказался в воде. В итоге спас только себя. Число подобных жертв будет расти не только в эти дни, но и в ближайшие месяцы, когда будут обнаружены те, чей выход на лёд никто не видел, а своя голова на плечах так и не спасла.
Подписывайтесь на нас в Telegram