Официальный визит Лукашенко в Казахстан: Минск и Нур-Султан наметили новые проекты для наращивания сотрудничества

Официальный визит Лукашенко в Казахстан: Минск и Нур-Султан наметили новые проекты для наращивания сотрудничества

Большой шаг в отношениях Минска и Нур-Султана. Итоги официального визита Президента Беларуси в Казахстан ещё предстоит оценить. Но уже можно сказать, сегодняшние переговоры были весьма продуктивными, а лидеры стран задали партнёрству новую высокую планку.


Двигаться от простой торговли к промышленной кооперации, наращивать сотрудничество в различных отраслях: от сельского хозяйства до космического мониторинга Земли. По завершению встречи подписано шесть двусторонних соглашений. Среди них – совместное заявление, в котором Александр Лукашенко и Касым Жомарт-Токаев подтвердили стратегический уровень сотрудничества между странами.

Казахстан – один из ключевых партнёров Беларуси. За последние годы товарооборот увеличился двукратно. Девятисот миллионов долларов он достиг по итогам прошлого года. В нынешнем – есть все шансы преодолеть отметку в миллиард!

Закрытых тем между главами государств не осталось. Помимо прочего, президенты обсудили перспективы импорта нефти из Казахстана, а также возможность вхождения казахстанского капитала в белорусский «Гомсельмаш».

Впрочем, переговорами с нынешним руководителем Казахстана визит Александра Лукашенко не ограничился. Президент также встретился с Нурсултаном Назарбаевым – первым президентом Казахстана и почётным председателем ЕАЭС.

Туманное утро в Нур-Султане, но не для двусторонних отношений. К этой встрече приковано без преувеличения большое внимание. Информационную почву накануне визита Президента Беларуси в Казахстан щедро сдобрили.

Поводов хватало. Интервью Александра Лукашенко казахстанскому информационному агентству разобрали на цитаты – и не только в самом Казахстане. Этот центральноазиатский партнёр – один из ключевых для Беларуси. По торговому обороту стабильно входит в десятку и занимает третье место в СНГ. Но, положа руку на сердце, узких мест хватает.

Их и будут искать в узком формате. Кстати, обычно такие переговоры с глазу на глаз проходят в совсем небольшой комнате – считается, что такая обстановка располагает. Но не в Казахстане. Размах во всём – это про них. Правда, в экономическом плане и Минск весьма амбициозен.

К слову, Александр Лукашенко обращается к коллеге «Касым-аке» – маленькая частица в казахском подчёркивает большое уважение. Президент, хоть и молодой (в должности всего семь месяцев), но уже заручился поддержкой политического тяжеловеса Александра Лукашенко.

Основной предмет переговоров – экономика. Чем сейчас живёт Казахстан? Сырьевая база даёт неплохой экономический рост – в среднем четыре процента в год. Но собственными производствами страна не может похвастать. А это означает прямую зависимость от недр – скажем, от нефти. Чтобы не подсесть на нефтяную иглу окончательно, в Казахстане запустили программу индустриализации. И вот это уже интересно. Ведь Беларусь традиционно сильна в промышленности, особенно машиностроении – а значит, ей есть что предложить. Этим самым и миллиардный товарооборот не за горами, и торговое равновесие.

На переговорах тет-а-тет президенты (к удивлению журналистов) не задерживаются. К делегациям лидеры выходят, похоже, с готовыми решениями. Но удивляться не стоит. Перед визитом Александра Лукашенко в Нур-Султан проделана огромная работа. Уже накануне в кулуарах шептались: и увеличение поставок будет, и более тесная кооперация. Самый яркий пример – производство комбайнов. На базе казахстанского завода в этом году соберут 470 единиц. В следующем – 500. Но стороны уверены: пора замахнуться на тысячу. И не просто крутить гайки в Казахстане, а производить узлы и агрегаты. Если Нур-Султан готов – Минск даже не против впустить казахстанские тенге в капитал «Гомсельмаша».

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Сегодня президенты дали поручение проработать ещё более серьёзно этот вопрос. Хотя тема не новая. Антагонизма нет. Единственное – сделка крупная, поэтому мы должны определить все детали. Я думаю, в короткий промежуток времени мы поймём, по какому пути двигаться». 

А ещё партнёры готовы совместно выпускать лифты, собирать в Алматы МАЗы. В машиностроении какое белорусское предприятие не возьми с прицелом на казахстанский рынок – это ведь всё равно, что объять необъятное. Но, если вернуться к разговору о сырьевых ресурсах, то это ведь то, чего не хватает Беларуси. Чем не дополнение экономик друг друга! Александр Лукашенко совершенно открыто говорит: нужно расширять круг поставщиков нефти. Казахстан – один из наиболее вероятных вариантов.

Вопрос переработки казахстанской нефти на белорусских заводах прорабатывали несколько месяцев. Сфера эта документально ничем не регулируется. А потому начинать решили с ликвидации правового вакуума. И кажется, получилось.

Канат Бозумбаев, министр энергетики Казахстана: «Текст соглашения вчера был 100% согласован. И можно сказать, что он парафирован. Дело теперь за малым. Но это только часть вопроса – на каких условиях мы должны торговать. А вторая – сколько и когда. Это будет регулироваться ежегодными совместными нашими балансами по нефти и нефтепродуктам».

Андрей Рыбаков, председатель концерна «Белнефтехим»: «Нам удалось согласовать текст на ведомственном уровне межправительственного соглашения. Но мы уже договорились, что, не дожидаясь его подписания, приступим к коммерческим переговорам. Я считаю, что коммерческая составляющая во время переговоров требует тишины».

То есть цена и объёмы – по-прежнему вопрос переговоров, но не уровня президентов. А про возможное начало поставок говорят: если всё сложится – в следующем году. И, пожалуй, замыкает тройку наиболее значимых проектов Беларуси и Казахстана – возможность выхода на рынок Китая. На границе – в свободной экономической зоне «Хоргос» всего несколько дней назад открылся магазин белорусских товаров. Там же могут разместить молочное производство и ветеринарную лабораторию. До Поднебесной – рукой подать, пошлин – нет. Заманчиво, правда? И так в духе китайской концепции нового Шёлкового пути.

Безусловно, хватает предложений и по другим сферам. Казахстан по-доброму завидует белорусским наработкам в IT. Венчурный фонд может помочь стартапам – тут как раз-таки у Казахстана большой опыт. То есть партнёры пытаются усилить традиционные направления, параллельно выходя на новые. Всё это может быть хорошим примером для партнёров по Евразийской интеграции.

Слова закрепят на бумаге: главы государств, пребывающие после переговоров явно в хорошем настроении, подпишут совместное заявление. И ещё шесть соглашений лягут в белорусско-казахстанскую копилку. С учётом подписанных накануне полутора десятков коммерческих контрактов – солидный пакет.

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Визит был очень успешным, был абсолютно откровенный и искренний разговор – особенно в узком составе о небольших проблемах, которые мешают более динамичному наращиванию товарооборота. Поэтому договорились абсолютно по всем направлениям».  

И, вроде бы, всё сказано. Но не спешите. Быть в Нур-Султане и не встретиться с самим Нурсултаном Александр Лукашенко не мог. Елбасы (он же лидер нации), хоть и носит почётное звание первого президента, по-прежнему достаточно активен в политике. Судите сами: только прилетел из Японии, где на трон вступал новый император. Да и на заседаниях Высшего Евразийского экономического совета как будто кого-то не хватает.

Разговор о политике и дружбе, хоть и принято считать, что понятия эти слабо совместимы. Но Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев своим примером доказывают: это возможно. Подарки с национальным колоритом и со вкусом, который Елбасы не может забыть.

И всё это время Президента Беларуси терпеливо ждёт Касым-Жомарт Токаев. Кстати, сам он о переговорах сказал так: ожидаемо успешны. Александр Лукашенко пригласил коллегу в Минск в следующем году – проконтролировать, как исполняются сегодняшние договорённости.

Пожалуй, лейтмотив этого визита – торговать больше и лучше, но не зацикливаться на простом товарообмене. Ведь торговля – это во многом качели. Да, экономический эффект может быть быстрым, но встаёт вопрос – как сделать так, чтобы после взлёта наверх не возвращаться вниз? Для этого нужны проекты на долгосрочную перспективу. И когда Минск и Нур-Султан говорят: мы стратегические союзники, именно это и имеют в виду. Стратегия – умение мыслить глобально и сотрудничать – всерьёз и надолго.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Казахстан