В октябре исполнилось 18 лет, как были подписаны документы о создании Организации Договора о коллективной безопасности. ОДКБ – международная организация, целями которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов организации». То есть вот она главная цель – чтобы народы жили спокойно. 18 лет – условный возраст совершеннолетия и весомый повод выйти на новый уровень.
Его в пятницу обсудили в Совете Республики, где подчеркнули: Беларусь выступает за развитие потенциала ОДКБ, и теперь речь должна идти о том, чтобы обеспечить безопасность всеми возможными способами. В том числе и через парламентские площадки.
Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси: «Мы считаем, что организация ОДКБ уже серьезно окрепла. Мы видим те вызовы и угрозы, которые существуют и стоят перед членами данной организации. Поэтому мы считаем, что необходимо говорить о том, чтобы Парламентская Ассамблея ОДКБ действовала самостоятельно, на самостоятельной площадке и взаимодействовала с другими межпарламентскими структурами, в том числе и Межпарламентской ассамблеей СНГ».
Напомним, в состав ОДКБ входят шесть стран: Беларусь, Армения, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В разное время эти страны испытывали или испытывают сейчас напряжение. Внутреннее. Но уже достоверно: здесь не обошлось без внешнего вмешательства.
Противостоять в одиночку или всё-таки бороться вместе? ОДКБ – в чём её задача и пришла ли пора проявить тот самый потенциал?
Есть организации, о которых не говорят, когда всё тихо и мирно. Но случись что – сразу вспоминают, будто это рояль в кустах. ОДКБ как раз из таких. За годы своего существования организация ни разу не принимала участия в боевых действиях, не вмешивалась ни в один конфликт. Союз военно-политический, вот и встаёт вопрос – чего в нём больше? Политики? Или это чеховское ружьё, которое или должно стрелять, или его не должно быть на сцене вовсе?
До августа в Минске об ОДКБ говорили в основном хорошее: союз нужный, безопасностью нельзя пренебрегать. Но только говорили. И лишь столкнувшись с реальной угрозой переворота, решили задействовать инструменты организации.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «События у нас в августе и реакция, прежде всего, России на эти события свидетельствуют о том, что эта организация очень важная и нам её надо развивать. В первом разговоре с Путиным я как раз сказал об этом: теперь мы, наверное, поняли, что такое это ОДКБ и для чего нам эта организация нужна».
Речь о создании резерва российских правоохранителей. Тогда кто-то всерьёз испугался – как, российские военные на улицах Минска? Но ведь Росгвардия могла охранять здания органов власти или важные объекты инфраструктуры. Чтобы не случилось, как в Кыргызстане.
Мы не будем рассуждать, что стоит за переворотом в Бишкеке, но методы, согласитесь, слабо похожи на мирную передачу власти, которую теперь никто не хочет на себя брать.
Ещё одним фактором августовской напряжённости стала мобилизация сил НАТО у границ Беларуси. В Минске расслышали бряцание с литовской и польской стороны. Сидеть и ждать? Ну, нет!
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы в своё время очень точно определились по военной доктрине. Мы кол забили, что всё будет начинаться изнутри, а потом уже будут приглашать иностранные войска. Примерно так могло быть в Беларуси, поэтому мы вынуждены были реагировать. Поднимали пол-армии и вынуждены были демонстрировать силу. Мы пристрелялись – по-военному говоря. Наверное, это образумило за пределами страны – мы имеем хороший кулак и можем очень серьёзно ответить. Поэтому ОДКБ быть. Мы будем очень активно участвовать, даже если кому-то это будет не с руки»
Минску помощь Москвы в итоге не понадобилась. Но выводы Александр Лукашенко сделал. Пока о подмоге не просит Бишкек, хотя Генсек ОДКБ заявил, что рассчитывать на силы организации в Кыргызстане могут. Для понимания: в ОДКБ есть своя армия – коллективные силы оперативного реагирования. Но не только. Если слегка углубиться в историю, ОДКБ создавали во многом как инструмент противодействия экстремистским группировкам Центральной Азии. А потому в организации предусмотрен не только армейский, но милицейский компонент, который должен защищать конституционный строй стран-участниц, и даже силы МЧС на случай стихийных бедствий.
Александр Алесин, военный эксперт: «По мере того, как от Афганистана угроза отпадала, считалось, что это спящая организация, "полунужная". Но вот когда сейчас по периметру ОДКБ возникли горячие точки, первой из которых была Беларусь, все поняли, что инструменты, которые там заложены, они прозорливо заложены и помогают бороться с тем, что сейчас называют гибридной войной».
Будем считать, что с этим разобрались. Но как тогда быть с конфликтом в Нагорном Карабахе? Формально – это территория Азербайджана, а значит – не территория ОДКБ. Но Армения – вторая сторона конфликта – член организации. И как быть? Всё же это тот случай, когда официальная позиция куда важнее мнения любых экспертов. Так возможно ли развитие событий, при котором ОДКБ будет просто вынуждена вмешаться?
Станислав Зась, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности: «Первый – это когда создаются реальные угрозы для безопасности, стабильности, суверенитета и территориальной целостности государства. Любого государства-члена ОДКБ. Второе пороговое значение – в случае агрессии, то есть военного нападения. В этом случае это будет рассматриваться как агрессия против всех наших государств – незамедлительно оказывается всяческая помощь, в том числе военная. Я думаю, не в интересах ни Азербайджана, ни Армении, чтобы конфликт разрастался до региональной войны. Я не вижу такого варианта развития событий. Но я уже ответил, что у нас предусмотрены механизмы, и любое государство-член ОДКБ вправе рассчитывать на помощь».
На самом деле, угроз чуть больше, чем перечислил Генсек. Переброска наёмников – ведь тоже угроза общей безопасности, пусть и скрытая. Впрочем, и за этим в ОДКБ следят. Уже в Минске, говоря о ситуации в Нагорном Карабахе, Зась отметит, что Баку и Ереван – худо-бедно, но начали разговаривать, и ещё кое-что…
Журналисты обратят внимание на любопытную фразу. И будто сразу всё сошлось. На территории Беларуси на этой неделе прошли миротворческие учения ОДКБ. Почти тысяча человек, больше сотни единиц техники. Но не это главное. Миротворец – уникальный солдат, чьё оружие во многом – слово.
Вадим Денисенко, командующий Силами специальных операций Вооружённых Сил Беларуси: «Вы должны понимать: если миротворцы применили оружие, на этом миротворчество заканчивается. Поэтому основная задача – не допустить применения оружия».
Так неужели правда – миротворческие силы ОДКБ могут направить для разрешения спора Баку и Еревана? Теоретически это возможно. Весь механизм организацией прописан. Но любопытно, что учения эти запланировали задолго до того, как вспыхнул Нагорный Карабах.
Станислав Зась, генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности: «Сейчас вопрос подключения миротворцев ОДКБ к урегулированию этой ситуации не обсуждается. В повестке дня его нет. Привлечены страны Минской группы ОБСЕ. Именно они являются участниками урегулирования этого конфликта».
Вместе с тем ОДКБ готовится к переговорам с ООН, чтобы в будущем участвовать в миротворческих операциях и под её эгидой. Так что, похоже, ответ на вопрос о приоритетах организации, напрашивается сам собой…
Впрочем, на то это и военные учения, чтобы нести вполне конкретный посыл…
Александр Вольфович, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Беларуси: «Я уверен просто, что такие мероприятия будут остужать горячие головы, которые подливают масла в огонь и пытаются разжечь на территории суверенных стран беспредел просто-напросто».
И пусть ОДКБ называют постсоветским НАТО, это, пожалуй, всё же к лучшему, что в отличие от североатлантического альянса Организация Договора о коллективной безопасности не участвовала ни в одном военном конфликте. Всё же принцип ОДКБ – один за всех и все за безопасность.
Подписывайтесь на нас в Telegram