Очереди в поликлиниках: как в Минске решают проблему?

Очереди в поликлиниках: как в Минске решают проблему?

Утро, поликлиника, очередь. Эта картина, наверное, знакома каждому. Такие кадры то и дело появляются в сети и собирают под собой негативные комментарии. Можно ли изменить ситуацию? Да. И пример есть: название почти кодовое, но со смыслом – «Заботливая поликлиника». Концепция проста: убрать очереди и стать доступнее, а значит, сэкономить время и сберечь нервы – врачей и пациентов. Даже на стадии телефонного звонка. Ведь в колл-центре не бывает коротких гудков.  

Оксана Горбачёва, медицинский регистратор клинической поликлиники № 39 г. Минска: «Сложнее было в том, что держишь трубочку, разговариваешь с людьми, которые в окошко подходили, стучались, им надо было всё быстренько рассказать. Подсказать. Сейчас проще, сидишь в наушниках и не отвлекаешься ни на какие лишние разговоры».

Правда, электронные очереди и такие же рецепты – уже давно не новшество. Однако почему тогда лайфхаки, которые должны упрощать жизнь, её усложняют? Например, окошко регистратуры. К барьеру посетители привыкли и не готовы отказаться. Всё равно ищут окошко и выстраиваются в ряд.

Ольга Есманчик, главный врач клинической поликлиники № 39 г. Минска: «С января в поликлинике мы пытаемся преломить этот искусственный барьер и позволяем нашим пациентам проходить внутрь регистратуры, где оборудованы места и стоят мягкие удобные диваны и кресла. На самом деле, немножечко ещё пока, на первых этапах тяжело преломить менталитет пациентов».

Пока в «заботливых» поликлиниках пациентов лишь учат комфорту, им уже пользуются в другом звене и успешно. Чудо ли? Однако получение медсправки для водителей стало минутным делом. Представляете, вместо нескольких дней – минуты! Как это работает, проверяем на месте, помогает водитель Сергей Нелюбов. Заранее он заполнил заявку на сайте, а уже на кассе засекает время.

Между походами по кабинетам короткая биография: за рулём уже 42 года, никаких хронических заболеваний и проблем со спиртным и инспекторами ГАИ. И вот прогноз, исходя из личного опыта.

Сергей Нелюбов, водитель: «Здесь час в общей очереди прохождение будет занимать, ну, а хождение по поликлинике, считай, – неделя. Сначала анализы, потом забрал, потом ещё что-то. Потом к терапевту, и так вот по кабинетам с работы отпрашиваешься».

Сервис – по высшему разряду! Только наш герой успел зачитать мелкий шрифт в кабинете окулиста, проверить слух и  пройти ещё двух специалистов, и вот она заветная справка – уже в руках. 

Ирина Жарикова, главный врач городской поликлиники № 24 г. Минска: «Для граждан города Минска, достигших 18 лет, мы делаем запрос самостоятельно. Для этого необходимо на сайте поликлиники записаться, заполнить заявление по установленной форме, таким образом, мы помогаем человеку сделать выписку из амбулаторной карточки территориальной поликлиники».

Неужели и впрямь система настолько отлажена? И почему этого нельзя было сделать раньше? Вопросов много, решены они далеко не везде, но, откровенно говоря, очередей, которые были ещё 2-3 года назад, в столице не наблюдаем. Всё по талонам, правда, их так просто день в день не получить. При этом, допустим, всё на руках и чётко по времени… Однако болезнь – вещь  коварная, что делать с острой болью, когда все приёмы врачей уже расписаны по минутам, а желающим вклинится очередь готова дать жёсткий отпор?

Непринятие перемен, отсутствие специалистов или … Что всё-таки влияет на очереди? Почему, как только нужна справка, идёшь в поликлинику и пропадаешь там минимум на полдня? 

Людмила Макарина-Кибак, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Сознание нашего человека, пациента такое, что если он чем-то заболевает, то ему надо обязательно попасть к узкому специалисту. На этот день мы говорим о том, что очень много функций передаётся врачу общей практики. Когда один и тот же специалист сможет консультировать по определённым вопросам пациента, то ему не надо будет ходить по разным кабинетам и искать себе узкого специалиста».

Ещё лет десять назад семья Леоновых терпеливо высиживала часами в очередях поликлиник. Теперь количество походов к врачам сократилось в несколько раз. Помогли всё те же новейшие технологии. 

Идеей загорелся глава семейства, но разрабатывали приложение вместе с сыном. Ведь болезнь Александра (у него диабет первого типа) стала недугом всей семьи. 

Особая диета, режим. Уколы по расписанию сменила инсулиновая помпа. Проблемой оставались ночные подъёмы, каждый раз нужно было просыпаться и делать тест на сахар. Теперь – только в момент приступа.  

Александр Леонов: «При очень низком сахаре банально сложно даже шевелиться, двигаться, что-то взять со стола. Это уже непосильная задача». 

А ведь можно и не проснуться… А если сил нет, на помощь приходят родные, но только если услышат сына или будильник... Дальше по схеме: тест на уровень сахара и обязательно что-то сладкое. 

Александр Леонов: «Нельзя полагаться на родителей, родители тоже люди, я тоже человек, а машина всегда разбудит». 

Машина больше и запомнит, поэтому в поликлиниках начали активно использовать гаджеты. Теперь одна компьютерная программа заменяет целую кипу бумаг с историями болезней, вызовами скорой и результатами исследований. 

Уходят от бумаг и в стационарах. Передача данных в электронном виде даёт специалистам шанс быстро поставить пациента на ноги.  

Сергей Малышко, председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома: «В Минске внедрение IТ-технологий практически приблизилось к 100%. Вообще всё передовое и новое внедряется в Минске. Сейчас дальнейшее развитие – это получение, центральная платформа, сейчас формируется техническая заявка закупки центральной платформы. Мы получим возможность интегрировать все учреждения здравоохранения, чтобы они были связаны одной базой данных и могли обмениваться онлайн. Это касается всей республики».

А ещё в ближайшее время начнёт работать новый сервис. Следить за состоянием больного врачи смогут удалённо, при помощи планшетов и видеосвязи. Пациенту и вовсе не придётся посещать поликлинику. Минус нервы, минус очереди. Для выздоровления останется лишь довериться доктору и выполнить все рекомендации. В противном случае – круг замкнётся и никакой электронный талончик уже не утешит беспокойного посетителя.

Подписывайтесь на нас в Telegram