Общий интерес

376

На уходящей неделе в Минске собрались министры иностранных дел Центрально-Европейской инициативы – организации, которая ставит своей целью обеспечение мира и стабильности на континенте. В 2017 году наша страна впервые стала председателем этого форума и намерена активизировать взаимовыгодные интеграционные процессы. О том, что в этой связи ещё предстоит сделать, расскажет наш коллега Дмитрий Семченко.

Центрально-Европейская инициатива родилась в ноябре 1989 года, когда пыль от обломков Берлинской стены ещё не успела осесть на европейскую землю. Это сооружение, олицетворявшее пресловутый железный занавес, потеряло смысл ещё до падения, после того как венгры разобрали укрепления на границе с Австрией, а тысячи восточных немцев и других народов из стран Варшавского договора хлынули к западным соседям. Страны-основатели ЦЕИ (Венгрия, Австрия, Италия и Югославия) хотели жить в Европе без границ и барьеров. Это желание объединило ещё 14 государств, в том числе и Беларусь, присоединившуюся к инициативе в 1996 году. Вскоре другой интеграционный проект под названием Евросоюз затмил ЦЕИ, почти задвинув на задворки истории. Но миграционное цунами заставило европейском дом трещать по швам.

Британцы решили отгородиться от общих проблем не только Ла-Маншем – проголосовали за Brexit. На этой неделе референдум по выходу из ЕС поддержал президент Чехии. Квоты на распределение беженцев превратили в евроскептиков поляков и венгров. Давлением Брюсселя, а де-факто Германии и Франции, основных экономических локомотивов, недовольны и другие страны Евросоюза. И тут пригодилась Центрально-Европейская инициатива. Ни Германия, ни Франция, ни Великобритания в эту организацию не входят. Из ведущих экономик мира в ЦЕИ входит лишь Италия, также не совсем довольная своей ролью в ЕС. При этом номинальный ВВП 18 стран Центрально-Европейской инициативы приближается к четырём триллионам долларов. Это на 200 миллиардов больше, чем показатели немецкой экономики, примерно на треть превосходит Францию, втрое больше, чем ВВП России, которая вместе с Беларусью входит в ещё одну интеграционную структуру – Евразийский экономический союз. Однако Беларусь не собирается делать искусственный выбор между Востоком и Западом. Александр Лукашенко напомнил, чем может обернуться блоковое противостояние, тем более встреча проходила в чёрную для истории дату – 22 июня.

После конфликта в Украине Беларусь оказалась не только переговорной площадкой, но и, по сути дела, единственным связующим звеном между геополитическими противниками. Соседей можно воспринимать как большие жернова, стараться лавировать между ними, чтобы не смололи, но председательствующий в ЦЕИ Минск предлагает не просто баланс, а взаимодополняемость. То есть каждая страна в Европе работает как деталь на пользу единого механизма. И Беларусь среди зубчатых колёс, патрубков и электроники – это своего рода карданный вал, который заставляет разные оси крутиться вместе. Партнёры такой принцип разделяют.

Маргот Клестиль-Леффлер, заместитель генерального секретаря Центрально-Европейской инициативы: «Думаю, это было мудрое политическое и стратегическое решение руководства Беларуси (перенять эстафету председательства)».
Петер Сийярто, министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии: «Центрально-Европейскую инициативу мы рассматриваем как мост. И очень символично, что председательство перешло к Беларуси, которая одновременно является участницей Евразийского союза и развивает отношения с Евросоюзом».
Мирослав Лайчак, министр иностранных и европейских дел Словакии: «Нынешние контакты позволят улучшить взаимоотношения между ЕС и Беларусью. Мы полностью поддерживаем коммуникации с Минском. В наших силах построить Большую Европу».

Беларусь не закрывается от общеевропейских проблем. Военные конфликты, терроризм, экстремизм, миграция связаны между собой, как раковые клетки, а потому лечением нашего континента нужно заниматься совместно.Но фундамент интеграции без экономики – это пустотел. Как транзитная страна и стратегический партнёр Китая, Беларусь фокусирует внимание партнёров на инфраструктурных проектах в сфере транспорта и логистики. Новый Шёлковый путь требует упрощения таможенных процедур, санитарных стандартов, мер тарифного регулирования.Минск предлагает развивать совместные проекты в энергетике, в науке и технологиях, малом и среднем бизнесе. В совершенствовании нуждается и система работы внутри организации.

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Мы обсудили перспективы дальнейшего реформирования ЦЕИ и ряд поправок в руководящие правила, чтобы адаптировать к новым вызовам в регионе».
Винченцо Амендола, заместитель министра – государственный секретарь Министерства иностранных дел Италии: «Первое, что я хотел бы отметить от имени Италии, – это экономическая и политическая поддержка данной инициативы».

Заслуги белорусской дипломатии очевидны. Минск впервые получил кресло председателя в набирающей силу интеграционной структуре, не завязанной на постсоветское пространство. И в успехе этого лидерства сегодня заинтересованы все, о чём свидетельствуют и похвалы, на которые не скупились западные гости. И фактически единодушное согласие по всем предложениям Беларуси. Если проводить аналогии с командной игрой, то это напоминало общую работу на форварда, только от итогов этой работы зависит не счёт на табло, а жизнь миллионов европейцев. 

Подробности –  в видеосюжете