Обрушение моста в Генуе. Можно ли было избежать трагедии?

​Халатность – именно это слово, наверное, чаще остальных звучит в эти дни с экранов местных телеканалов или печатается в газетах, когда речь заходит о трагедии в Генуе.
Видео проигрыватель is loading.
Текущее время 0:00
/
Продолжительность 0:00
Загрузка: 0%
Прогресс: 0%
Тип потока ОНЛАЙН
 
1x

Первые похороны жертв обрушения моста в Генуе прошли сегодня. Для 41 человека эта дорога оказалась последней в жизни. Власти уже ввели чрезвычайное положение на год, ведь в стране тысячи подобных сооружений. История с мостами хорошо знакома в Беларуси. К счастью, без жертв. Судя по всему, человеческий фактор и халатность – это общая напасть. География здесь не имеет никакого значения.

Слово «халатность», наверное, чаще остальных звучит в эти дни с экранов местных телеканалов или печатается в газетах, когда речь заходит о трагедии в Генуе. Трагедии, как считают многие, можно было бы избежать.

По крупицам сейчас разбирают не только завалы, но и схемы проектирования и обслуживания подобных конструкций. Мост в Генуе, придуманный итальянским инженером Рикардо Моранди, построили ещё в 1967-м. Он выглядел элегантным, воздушным, напоминал знаменитый бруклинский мост и вызывал немало восторженных отзывов. На волне популярности аналогичные мосты даже возвели в Ливии и Венесуэле. Моранди использовал так называемую технологию напряжённого железобетона, но чтобы помочь бетону преодолевать напряжение, нужно было идеально соблюдать технологию проекта. Проблемы начались, когда мост стали обслуживать. Топограф и проектировщик Альдо Гранде утверждает, что проект, конечно, непростой, но главные претензии надо предъявлять тем, кто отвечает за профилактику таких сооружений.

Альдо Гранде, инженер: «Проект отличный, но я уверен, что его просто удешевили. Что было заложено архитектором, просто не выполнили. Посмотрим на ванты. Они на проекте должны быть одинаковые, а здесь они даже разные по цвету. В проекте заложено совсем другое. Мост, конечно, не был рассчитан на такое количество автомобилей, как в 1960-х годах. Когда его строили, такого трафика не было».

Мост в последние годы стал коммерческой жилой для региона. Участок платной дороги соединяет юг Франции и курортное итальянское побережье, дорога в местный аэропорт, транзит товаров из порта. Остановить поток машин из-за закрытия моста на профилактику – потерять кучу денег. Деньги на ремонт из казны выделялись регулярно. На что они ушли, если, как утверждают люди, мост латали постоянно, сейчас выясняют следователи.

Джованни Солари, профессор Университета Генуи: «Не надо забывать, что 50 лет – это серьёзный возраст. Не надо думать, что моста годы не касаются. Он тоже изнашивается. Конечно, такие конструкции надо модернизировать основательно. А причин катастрофы, я уверен, много: квалификация работников, материалы, качество экспертизы и так далее. Я надеюсь, выводы последуют очень серьёзные».

Правительство уже обвинило в халатности компанию, которая обслуживает 3000 итальянских дорог, и начало расторгать с ней договор, параллельно пообещав разобраться с коррупционными схемами местных властей, которые давали заказы на ремонт и даже принимали работу.

Проблема для Италии не новая. Три года назад рухнул виадук Petrulla в административном центре Агридженто. Тогда погиб всего один человек. Год назад «сложился» пролёт на трассе Tangenziali. И вот самая масштабная катастрофа – мост Моранди.

Кто конкретно виноват? Ответ рядовые итальянцы быстро получить не надеются. Заботит их сейчас более серьёзный вопрос: в стране тысячи мостов, которым больше пятидесяти лет и которые требуют немедленной экспертизы, вмешательства инженеров. Испытывать на прочность мосты и свои судьбы, конечно, не хочет никто…

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Италия