Протестной волной накрыло Израиль. Акции против судебной реформы стали самыми продолжительными (а они начались в феврале) и самыми массовыми в истории страны. На улицы выходят десятки тысяч человек – это в обычные дни. В Тель-Авиве на пике – 150 тысяч. Столкновения с полицией становятся все более ожесточенными. Не обращать внимания на то, что происходит в Израиле, просто невозможно. Соль в том, что решения Верховного суда окончательны и бесповоротны. Он, по сути, контролирует законодательную и исполнительную ветви. А теперь большего контроля над все контролирующим Верховным судом захотел премьер Нетаньяху. Так говорят его критики. «Нет, мы просто пытаемся добиться баланса», – говорит он сам. Ситуация непростая. И есть обоснованные сомнения, что все выходящие на улицы в ней разобрались.
Так что происходит? В чем все-таки причина столь массовых протестов? Об этом в эфире программы «Как посмотреть» рассказал израильский обозреватель Александр Вальдман.
Александр Вальдман: «Мнения действительно звучат разные, зачастую они определяются личными политическими пристрастиями или теми или иными интересами тех, кто отвечает на этот вопрос. К числу главных [причин], вы знаете, я, наверное, все-таки отнес бы нашего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Политик он, разумеется, далеко неоднозначный, имеющий как огромное количество сторонников, так и противников. Последние несколько лет за ним тянется шлейф уголовных дел, судебных разбирательств по обвинению в коррупции, которые, честно говоря, при внимательном рассмотрении кажутся абсолютно высосанными из пальца. Вот именно эти уголовные дела и требования отстранить Нетаньяху от власти были изначально начертаны на черных знаменах его противников, в подавляющем большинстве представителей леволиберальной части израильского общества. Но всплеск агрессии протестующих в последнее время вызван, конечно, принятием закона об ограничении действия принципа неприемлемости. Если на пальцах объяснять его суть, то все сводится к простой формуле: правительство выступает против права верховного суда отменять решение правительства на основании предположения, что другое правительство решило бы иначе. Но протестующие заявляют, что в действиях правительства видят ущемление демократии и путь к диктатуре. Это вот то, что касается этого».
Журналист задается логичным вопросом: кто заказчик происходящего в Израиле?
Александр Вальдман: «Возникает вопрос, а кто собственно заказчик, кто оплачивает эти протесты. Здесь сразу стоит вспомнить, очевидно, если посмотреть в корень о сложных отношениях Биньямина Нетаньяху с демократической партией Соединенных Штатов еще со времен президента Барака Обамы. Именно Нетаньяху был один из немногих политиков в мире, подчеркну, в мире, который резко выступал против инициированной Обамой так называемой Арабской весны, той самой Арабской весны, которая унесла миллионы жизней на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки. В США, как я понимаю, этого ему не забыли абсолютно. И то, что происходит, это именно отрыжка того, что есть. Но один момент доказательств того, что здесь торчат уши Соединенных Штатов, – это отказ президента Байдена пригласить его на встречу в Вашингтон до недавнего времени. Он ведь не раз звонил нашему премьер-министру и требовал, чтобы тот отменил судебную реформу. Где Израиль, где США, и где судебная реформа? Нетаньяху тогда в Twitter, я помню, написал, что Израиль – суверенная страна, которая принимает решение, руководствуясь волей своего народа, а не основываясь на давлении из-за рубежа, Поэтому, я думаю, все признаки той же цветной революции, которую [пытались организовать] в Беларуси. Я думаю, в Беларуси хорошо знают, что это такое. Теперь они у нас».
Подписывайтесь на нас в Telegram