Обороты лжеструктур Беларуси исчисляются триллионами рублей. Как противостоять криминальному бизнесу?

155 млн долларов в год – таков оборот незаконных финансовых операций, которые пресечены в Беларуси. Причём нередко организаторам теневых финансовых операций удаётся уйти от ответственности, и участники махинаций живут обеспеченно, хотя и нелегально.

155 млн долларов в год – таков оборот незаконных финансовых операций, которые пресечены в Беларуси. Причём нередко организаторам теневых финансовых операций удаётся уйти от ответственности, и участники махинаций живут обеспеченно, хотя и нелегально.

На кадрах оперативной видеосъёмки – офис подпольной бухгалтерии. По документам компания активно торговала, получала прибыль и выплачивала налоги. Но по тому, как хранится финансовая документация, не сложно догадаться, что все бумаги фиктивные. Ясность внести не может и директор предприятия.

Позднее руководитель фирмы рассказала, что свою должность занимала формально. Её истинная роль – подбор и оформление в качестве директоров белорусских частных предприятий граждан России, Казахстана и Украины.

Уклоняться от уплаты налогов, похищать бюджетные средства, легализовывать криминальные доходы, выводить капитал за рубеж. Вот основная цель, которую преследуют организаторы и участники крупных сетей фиктивных бизнес-структур. Накануне во время совместной спецоперации вместе с российскими полицейскими была пресечена деятельность сразу трех преступных групп. Возбуждено 11 уголовных дел.

Виктор Франскевич, заместитель директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Беларуси: «Люди приезжают, регистрирую фирму и скрываются. Так что доказать их вину практически невозможно. Стоимость лжедиректора – 200 долларов, россияне – до 500».

Вербовка граждан из ближайшего зарубежья – последняя тенденция в сфере криминальных финансовых операций. Впрочем, стабильный гонорар, комфортный офис, свободный график и даже оплата услуг адвоката на случай судебных разбирательств не останавливают от искушения побыть директорами, хотя и липовыми, и белорусов.

Владимир Шпачук, заместитель начальника оперативного управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Беларуси: «За кражу – до 7 лет, за лжепредпринимательство – до 3. Это несоразмерно».

В Комитете государственного контроля настаивают на ужесточении ответственности не только для создателей, но и для участников нелегальных финансовых схем. Всех недобросовестных учредителей и директоров – а их уже скопилось свыше 10 тысяч – в Беларуси вносят в специальный реестр. Больше прав на открытие бизнеса у них не будет. Экономические же преступления транснациональных группировок на международном уровне удастся победить только совместными усилиями всех компетентных органов.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Болотов